Министерство просвещения РФ направляет во все регионыперечень отчетной документации (Новость от INTERFAX.RU от 18 декабря 2020 года, кстати). Перечень четырех документов включает: основнаяобразовательная программа для каждого из уровней общего образования, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня и материалы личного дела обучающихся. Сергей Кравцов говорит, что новый перечень «позволит освободить время для творческой работы учителя с детьми, развития его педагогического мастерства, совершенствования методов обучения и воспитания». О! Какие слова! Не мечтает ли об этом каждый из нас! В пресс-службе сказали, что «ведение отчетности, не указанной в перечне, не входит в непосредственные обязанности учителя или классного руководителя» и может выполняться только с письменного согласия. Верить или нет? Радоваться овациями УРА или нет?
Добавлено (19.12.2020, 06:55) --------------------------------------------- В этой новости я обратила внимание на то, кого это касается. Представить невозможно - и классных руководителей! Отчетность классных руководителей просто зашкаливает сейчас - каких отчетов только не требуют с нас! Помню, Ольга Васильева говорила, что в Министерстве просвещения ведется работа над поправками в закон "Об образовании". Тогда она говорила, что законодательно закрепят правило - "четыре документа на учителя", куда должны входить рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал и электронный дневник. Тогда её слова звучали как бальзам на душу - "Любые другие бумаги - о субботниках, прививках, партах и тому подобное - не должны быть заботой учителя". Так и хочется сказать - а воз и ныне там. Или не так?
Какие-то документы убирают из практики, какие-то добавляют. Это так. Сейчас тратится времени минимум на бумажные отчеты. Основные этапы сдачи: сентябрь-декабрь-май.
Профнепригодные чиновники, вместо того, чтобы продуктивно работать, начинают усиленно заниматься имитацией деятельности. Что, естественно, приводит к увеличению отчетов, которые приходится писать тем, кто реально работает. Здесь уместна поговорка: "дурная голова ногам покоя не даёт". Отсюда напрашивается вывод: надо лечить голову (чиновники), а не ноги (учителя и другие бюджетники). Меньше бумаг/отчётов – больше дела!
При работе с электронным журналом есть возможность часть отчётов получить, если использовать его возможности.
Учителя нашей школы тоже активно используют возможности электронного журнала, который выдает почти все отчеты автоматически... Остается только лишь готовое отправить директору школы - отчеты проблем не создают. Провел мероприятие, здесь же и видео, и фото! С места событий отправил полный отчет.
Война с избыточной отчетностью длится уже пять лет.В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчётности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о её сокращении уже был рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года под руководством Президента Российской Федерации Владимира Путина.Напомню, что по итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчётности образовательных организаций.И с тер пошла активная борьба с лишней отчетностью работников образования. Много отчетов уже сделано по успешной борьбе с излишней отчетностью. Однако проблем остается довольно остро . Почему?Причины избыточной отчетностиВ борьбе с избыточной отчетностью пока борьба идет со следствием, но не с ее причинами. Главная причина избыточной отчетности - это недостаточный уровень профессионализма тех, кто эту отчетность инициирует. Настоящему управленцу профессионалу независимо от ведомства, где он работает, надо меньше информации, чтобы принять компетентное решение. Хороший управленец просчитывает ее целесообразность, затраты на ее сбор, негативные последствия для основной деятельности и т.д. В бизнесе мало избыточной отчетности, так как отвлечение работников на ее сбор может привести к потере прибыли, а потом и краху.Другое дело бюджетная сфера. Тут очень много недостаточно подготовленных в профессиональном плане чиновников, которые вместо того, чтобы сосредоточить свои усилия на реально полезные дела, начинают усиленно заниматься имитацией в своей деятельности.Такое явление еще с советских времен часто называют ИБД (имитация бурной деятельности). Давно замечено, что реально полезные новшества приходиться пробивать с большим трудом, а вот дурные новшества очень быстро, как эпидемия ОРЗ, распространяются по всей стране.Следует учесть, что на избыточную отчетность могут подсесть и некоторые работники. На словах они будут ею возмущаться, а на деле она их устраивает. Одним она служит средством выделиться среди коллег, другим самооправданием при невыполнении основной работы.
Добавлено (10.01.2021, 22:21) --------------------------------------------- Многие не понимают, что на самом деле на имитацию уходит значительно больше сил и времени, чем на реально полезные дела. Времени и здоровья на ИБД тратится много, а КПД практически никакого. Некоторые дурные или ненужные новшества так со временем входят в привычку, что уже не осознаются, как дурные.Страдают от избыточной отчетности также работники недостаточно профессионально подготовленные. Настоящий профессионал понимает, что дурную работу нельзя выполнять хорошо, так как силы и время не беспредельны. Профессионалы находят способы минимизировать и издержки избыточной отчетности.Что можно делать на личном уровне, пока вся система упорно борется с излишней отчетностью.Приведу пример из одной из книг известного психолога (комментарии к тексту в скобках прописным шрифтом). Психолог описывает случай, как к нему за помощью обратился врач, у которого появились проблемы со здоровьем, конфликты на работе и в семье.Автор пишет - « Вот как поступал один из моих учеников, преподаватель клинической кафедры. Его работа состояла из лечения больных, преподавания и научной работы. Кроме того, он был главным внештатным специалистом области, возглавлял в профкоме сектор наставничества и еще должен был участвовать в работе различных конференций и семинаров. Давайте подумаем вместе, от чего нельзя отказаться. Прежде всего, от лечения больных. … Мой подопечный, когда ему надо было посылать в центр отчеты как главному внештатному специалисту области, писал цифры «от потолка». Ни разу его не разоблачили, так как он знал средние цифры по регионам (до этого он постоянно доставал своих коллег из поликлиник и больниц этой области, тратил на это свое время и время других врачей). Эти цифры он ставил, чтобы не выделяться ни в лучшую, ни в худшую сторону (очень разумный подход). Так же он отчитывался и за наставничество (подготовка отчетов за наставничество тоже отнимало время от настоящего наставничества). А вот на больших совещаниях ( чем больше участников совещания и времени потраченного на него, тем ниже его эффективность) ненужных ему, конференциях, заполнял истории болезни (это очень важно для лечения, поэтому эти документы он дела качественно) и писал статьи ( необходимо для научной работы преподавателя, так как за нее он получал деньги). И ни разу его не поймали (скорее всего заметили, но он ведь разумно никому не мешал). Его состояние улучшилось… Он мог несколько болезней лечить так, как другие это не могли делать. Так что никто его бы и не уволил, даже если бы его и поймали (Во первых, он неуязвим, так как добросовестно и хорошо выполняет обязанности врача, а избыточная отчетность не входит в должностные обязанности. Во вторых, любой разумный руководитель сделает вид, что ничего не заметил)».Проблемы со здоровьем у него исчезли, отношения в семье и на работе стали великолепными. Его авторитет как врача и преподавателя возрос, доходы увеличились. Появилось время для отдыха и развлечений.Когда человек вырос профессионально, то нашел способы избежать перегрузок из отчетности. Главное лекарство от избыточной отчетности – это повышение своего профессионального уровня.Тоже можно сказать и о педагогах.Отменить нельзя, избавиться можноСледует понять, что просто отменить избыточную отчетность практически нельзя, так как нельзя отменить то, что не принималось в правовом поле.Избыточная отчетность, как правило, ненормативная отчетность. Она фактически вводится за пределами должностных обязанностей работника.Очень важно учесть, что другой важной причиной роста избыточной отчетности является пассивная позиция, безразличие и бездействие. Если пассивная позиция работников не изменится, то вместо одной упраздненной отчетности со временем появятся другие ее виды. И это будет неизбежно, так как ее причины остаются.
Тут очень много недостаточно подготовленных в профессиональномплане чиновников, которые вместо того, чтобы сосредоточить свои усилия на реально полезные дела, начинают усиленно заниматься имитацией в своей деятельности.Такое явление еще с советских времен часто называют ИБД (имитация бурной деятельности).
Как же Вы правы, Сергей Викторович! Чиновников таких, увы, полно, и именно они заваливают нас всякими отчетами, порою с пометкой " Срочно представить..., СРОЧНО, срочно..."
Цитатаsewsytin ()
Времени и здоровья на ИБД тратится много, а КПДпрактически никакого.
Поэтому-то многие из нас наверняка дают в отчетах приблизительные отчетные данные. А нереально - все отчеты конкретно собирать, иначе застрянешь в них и реальная работа забудется.
Администрация сама извлекает все необходимые ей отчеты из ЭЖ.
Не факт! У нас, например, учителя-предметники делают отчет каждую четверть, и классные руководители составляют отчет по успеваемости класса также каждую четверть (при наличии электронного журнала). К тому же, классные руководители делают отчет по воспитательной работе каждую четверть + за год + портфолио класса сдают на проверку в конце года!
Я что-то не заметила, что сократили отчетность. Отчет по питанию - каждый месяц, по гриппу, по посещению детей, по участию в мероприятиях - с цифрами и процентами, да еще развести оффлайн и онлайн. И это еще не все.... Каждый день шлют запросы, а главное, зачем?