Как-то разбыла в гостях. Моё внимание привлекли полки с книгами. Пробежала по ним глазами. Собрания сочинений Гончарова и Тургенева, ниже – серия «Жизнь замечательных людей». На третьей полке внимание привлекла книга для чтения в начальной школе, выпущенная в середине прошлого века. Открыла и погрузилась в нее… Акцент – на воспитательный момент У меня в шкафу много книг и учебников. Попадаются очень интересные экземпляры. По одним училась я, по другим – еще моя мама. Особое место на полке занимает «Букварь» Горецкого. Своим ученикам показала эту книгу, выпущенную еще в Советском Союзе. Увидев на первой странице большой портрет В.И. Ленина, дети заинтересовались: «Кто это?» И вот что я отмечаю. Букварь пронизан духом социализма и патриотизма. Даже в первой части, где идет знакомство первоклассников со звуками и буквами. Во второй – стихи и коротенькие произведения русских писателей: Ушинского, Толстого и других. Есть и рассказы из жизни Ленина, его фотографии. На картинках – дети разных национальностей Советского Союза. Эти произведения воспитывают лучшие человеческие качества – любовь ко всему живому, уважение к людям. Когда ятолько-только начала работать с первоклассниками, мы после изучения «Азбуки» того же Горецкого переходили к «Литературному чтению» О.В. Кубасовой. Книга начиналась с текста гимна нашей страны, больше никаких явных патриотических произведений я не заметила. Безусловно, учебники этого автора хорошопостроены с дидактической точки зрения – много стихов (а ведь дети стихи не особо любят), в четвертом классе изучают «Подвиги Геракла», былины про богатырей, мифы Древней Греции. Видна скрытая «заточенность» на формирование любви к стране, ее прошлому. На мой, взгляд, очень удачно «вписались» «Библейские сказания», которые помогают ребятам при освоении курса «Основы религиозных культур и светской этики». Помню, когда читали «Девочку со спичками» (короткий святочный рассказ Ханса Кристиана Андерсена), одна из родительниц поделилась со мной, как при перечитывании рассказа они с сыном плакали. Было очень жалко девочку, и это свидетельство того, что не чуждо нашим детям сочувствие и переживание. – Что таминтересного? – раздался голос гостеприимной хозяйки, и я отвлеклась от учебной книги. О национальной гордостиПервый деньотпуска прошел на диване в компании телевизора. Как-то невесело стало после оглашения результатов экзаменов выпускников школ, известий из Украины, окончательно себя «добила» просмотром криминальных хроник. Что же это происходит? – ужаснулась я и переключила на музыкальный канал, а там лихо отплясывали полуголые мальчики и девочки под какую-то незатейливую мелодию. И тут я вспомнила про учебник, выпущенный почти 60 лет назад. Он выгодно отличается от нынешних, в плане идейности, воспитания патриотизма и преданности родине. И тот «Букварь» от корки до корки пронизан любовью и уважением к России, народу и правительству. Много произведений о великих праздниках страны – 9 Мая, 7 ноября, 1 Мая, Дне Красной Армии, дне рождения Ленина… Есть произведения про революционеров, партизан, пионеров-героев. Предположу, что был социальный заказ на такие рассказы и стихи. Но и результат был – все хотели быть летчиками, космонавтами, строителями, комбайнерами, главное – полезными своей стране. Что же сейчас? «Я уеду жить в Лондон»…
Одной из целейсовременного обучения литературному чтению школьников я считаю обогащение их нравственного опыта, формирование уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Безусловно, сегодняшние учебники содержат много интересных и замечательных произведений русских и зарубежных авторов. Стихи и рассказы призваны реализовывать те задачи, о которых я говорила выше. Но в борьбе с агрессивной всемирной паутиной и телевидением они явно проигрывают. Почему бы не включить в учебники по литературному чтению эссе про воссоединение Крыма и России, про Олимпиаду в Сочи, хоккей, рассказать про современных ученых, про известных полководцев, написать о Дне народного единства или Дне семьи, любви и верности… Словом, рассказать о лучших сторонах нашей страны. Думаю, что подобные произведения помогали бы подрастающему поколению глубже осознавать свою принадлежность к стране, гордость за родину. Не дожидаясь уроков истории и обществознания в средней и старшей школах. «Ну, щас, начнем с детства зомбировать детей всякими идейными глупостями…» – так и предвижу комментарии . Но, тем не менее, уважаемые читатели, приглашаю обсудить тему, затронутую мной. А может быть, у вас есть другие замечания и предложения к нынешним учебным пособиям?
Помню были времена, когда девочки хотели стать валютными ..., а мальчики наёмными убийцами... Историк Андрей Фурсов и руководитель проекта «Сталинский букварь» Дмитрий Фронтов рассказывают о переиздании советских учебников эпохи Сталина. Почему они пользуются спросом, какими преимуществами обладают по сравнению с современными учебными пособиями. Почему именно родители должны выполнять функции, которые в советское время выполняла школа. Как теплота и уют старых иллюстраций мотивируют ребёнка к получению знаний и прилежной учёбе. Почему в сталинскую эпоху к потенциалу детей относились намного серьёзней, больше верили в их способности и умения. Чему учит латынь. (с)
Почему бы не включить в учебники по литературному чтению эссе про воссоединение Крыма и России, про Олимпиаду в Сочи, хоккей, рассказать про современных ученых, про известных полководцев, написать о Дне народного единства или Дне семьи, любви и верности… Словом, рассказать о лучших сторонах нашей страны. Думаю, что подобные произведения помогали бы подрастающему поколению глубже осознавать свою принадлежность к стране, гордость за родину
Любовь Владимировна, Вы прекрасно всё написали. Но совершенно правы, первыми, кто будет этому противиться, будут учителя.
gracheva, невыгодно тот учебник отличается от нынешних. Судя по вашему описанию, невоенного патриотизма в учебнике не существует. Почему бы ученику не захотеть поехать в Лондон? Если его страна лучше, то он вернётся.
Цитатаgracheva ()
Почему бы не включить в учебники по литературному чтению эссе про воссоединение Крыма и России, про Олимпиаду в Сочи
Не та ситуация, чтобы позицию по этим вопросам можно было бы считать более-менее самостоятельным мнением ученика.
Цитатаgracheva ()
рассказать про современных ученых
Про кого из российских?
Цитатаgracheva ()
про известных полководцев
Опять военное?
Цитатаgracheva ()
Словом, рассказать о лучших сторонах нашей страны.
Давайте рассказывать обо всех сторонах. Легко любить идеализированную страну. Куда сложнее - реальную.
Легко любить идеализированную страну. Куда сложнее - реальную.
Соглашусь с Вами. Но и реальную есть за что любить.
Цитатаgracheva ()
«Ну, щас, начнем с детства зомбировать детей всякими идейными глупостями…» – так и предвижу комментарии .
А какую идею Вы собираете проталкивать? Патриотизм? Так его никто никогда не отменял. И
Цитатаgracheva ()
Безусловно, сегодняшние учебники содержат много интересных и замечательных произведений русских и зарубежных авторов. Стихи и рассказы призваны реализовывать те задачи, о которых я говорила выше. Но в борьбе с агрессивной всемирной паутиной и телевидением они явно проигрывают.
Не проигрывают они. А наша задача сделать так, чтобы выигрывали. Все зависит от учителя.
Но в борьбе с агрессивной всемирной паутиной и телевидением они явно проигрывают.
Про "зомбоящик" промолчу,а вот паутина, сама по себе- не является агрессивной. Агрессивна рекламе в паутине. Почему Вам не научить избегать этого детей?
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+) E-mail администратора admin@easyen.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.
Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter(?)