В Латинской Америке, оказывается, издается серия книг, написанных специальными чернилами. И чернила эти под совместным действием солнца и воздуха постепенно исчезают, причем довольно быстро, где-то в течение двух месяцев. Это сделано для того, чтобы заставить людей читать те книги, которые они покупают, а не просто ставить их дома на полочку.
Что ж, раньше в годы сплошного книжного дефицита (дефицита настоящих книг, я имею в виду) многие покупали книги только для престижа. Какой же ты, мол, образованный человек, если у тебя дома нет своей собственной библиотеки, да еще с такими авторами, чтобы все знакомые локти себе от зависти кусали?..
Интересная складывалась тогда ситуация: часто приобрести интересную книгу мог тот, которому книга эта была, как говорится, до лампочки. Купил (по блату, конечно же), поставил на полочку — и все...
А тот, кто книгу ту читал бы и даже перечитывал, приобрести ее никак не мог — по причине отсутствия блата. Например, каждая новая книга братьев Стругацких исчезала с полок книжных магазинов почти мгновенно, хотя и выходила немалыми тиражами. Да что Стругацкие!.. Классиков было трудно купить: Бальзака, Достоевского, Льва Толстого. Я уже не говорю о Ремарке, Купере, Дюма. Ради такого приобретения и в Общество книголюбов вступали, и макулатуру сдавали центнерами...
Теперь приобрести нужную книгу не проблема, были бы деньги. Вот те же Стругацкие: бери — не хочу! А рядом весь Ремарк, да в таких шикарных обложках! Цены, правда, кусаются, но я сейчас немного о другом...
О том, что читать сегодня стали меньше. Все, в том числе и школьники.
Какой это был когда-то прекрасный подарок — книга! На день рождения, на другой какой-то праздник... И как радовались мы, получая в подарок именно книгу. Настоящую КНИГУ, я имею в виду, а не «макулатуру» с обложкой... А что теперь? Что желают получить современные дети на день рождения? Книгу? Скорее всего, что-нибудь другое...
Почему же так произошло? Причин много.
Когда-то именно книги являлись единственным источником информации. Теперь же эту информацию куда проще получить из «всемирной паутины», чем перелистывать многочисленные книжные тома дома, тем более бежать с этой целью в ближайшую библиотеку. Так делают взрослые, поэтому не удивительно, что и дети стремятся к более удобным способам получения той или иной информации.
Существует прямая закономерность: если родители сами дружат с книгой, велика вероятность, что и их дети тоже не будут представлять себе жизни без книги (пусть и электронной). И наоборот — если родители привыкли проводить вечера у телевизионного экрана (вариант: компьютерного), то и дети, соответственно, будут отдавать предпочтение готовой информации. А то и просто сплошной телевизионно-компьютерной «жвачке»: страшилкам, стрелялкам, бесконечным «мыльным сериалам» по всем, считай, каналам...
Да дети не то что читать — они даже пересказать не могут то, что по телевизору только что посмотрели: «Он этому — бац, а тот ему — тресь! А этот автомат как схватит, да по ним: тра-та-та!». Такой вот «богатый» словарный запас...
А что же школа? Если не родители, то, может, хоть она должна как-то привить учащимся любовь к книге?
Прививает! Да так активно, что вместо любви сплошная ненависть может у учащихся развиться! Ведь чаще всего от них требуют читать не те произведения, которые нравятся (или могут понравиться, если ученики еще с ними не знакомы), а те, что в программе стоят. Даже если произведения эти в свое время для взрослых читателей написаны были, а авторы даже подумать не могли, что детишек пятого-шестого класса заставят произведения эти тщательно изучать. Именно изучать, а не просто читать. А кому это понравится, тем более по принуждению?..
И с какой невероятной скоростью это делается!
Сегодня «проходят» одного автора (и соответственно, какое-то его произведение), через урок — уже следующий на очереди (и тоже произведение обязательно прочесть надо!), а за ним, глядишь, и другие на горизонте показались. Ведь авторов так много, а часов на их изучение очень недостаточно. Вот поэтому и внеклассное чтение существует, и на лето ученикам цельный список того, что обязательно прочесть надо, отвалят. И попробуй только не прочитать!
И у бедняг просто не остается времени, чтобы прочитать то, что действительно может им понравиться.
И еще об одном...
Чего я всегда не понимал, это чтения «на скорость». Зачем это и что оно ученикам дает? Вот, например, прочитал (даже не прочитал, а, скорее, отчеканил) ученик определенное количество слов за какое-то время, уложился в норму, хорошую оценку получил. А спроси его потом, что он только что прочел, о чем этот отрывок — только плечами пожмет. Читал, не думая, лишь бы в норму уложиться...
Да, уж это чтение на скорость... У учительницы моих детей волосы дыбом вставали, когда она слышала, что читают её ученики на скорость. Слова выдумывали, слоги глотали.
Вот, например, прочитал (даже не прочитал, а, скорее, отчеканил) ученик определенное количество слов за какое-то время, уложился в норму, хорошую оценку получил.
Вы не правы. Кроме темпа чтения проверяется выразительность и осознанность, понимание. В целом, я согласна, что пора отказываться от замеров темпа чтения. Этого не делают нигде в мире, кроме нас.
А я думаю, что если мы откажемся от проверки техники чтения, то дети совсем перестанут читать. Нормы чтения хоть чуть стимулируют - быть не хуже, чем остальные.
А я думаю, что если мы откажемся от проверки техники чтения, то дети совсем перестанут читать. Нормы чтения хоть чуть стимулируют - быть не хуже, чем остальные.
Да, бывает, что после проверки техники чтения многие начинают пыхтеть над книжками.
Над книгами надо не пыхтеть, а проживать их! Не прочитывать, а читать! Чтоб научить чему-то кого-то для этого лучше всего показать свой пример. Самому читать и рассказывать детям, делиться с ними впечатлениями. Организовать свою работу (особенно внеклассную) так, чтобы увлечь детей, а не заставить!
Бегло читать - это еще не значит читать осмысленно. Многие дети, прочитав отрывок, не могут рассказать о чем они прочли. Ребенку нужно вовремя интересную ему книгу предложить. Для каждого возраста свои книги. До некоторых книг дети просто не доросли. Мы с вами можем детскую книжку прочесть, и даже с удовольствием. А вот ребенку взрослая книга будет скучна и трудна.
Я сама поняла его только после того, как отработала с детьми, некоторые из которых имели очень интересное мнение и рассуждали о таких вещах, которые по ходу чтения в мной в школьном возрасте, мне в голову даже не приходили.
А я, грешна, заставляю читать. Для того, чтобы прожить книгу, нужно уметь хорошо, без ошибок, быстро и выразительно читать. Не имея навыка беглого правильного выразительного чтения, ничего не прожить. А после того, как навык сформирован, нужно увлечь детей чтением.
Не согласна с Вами. 4 выпуска выпустила, посмотрите на моих детей. У меня есть статья с презентацией на эту тему в моих работах, и проведено исследование в сравнениями с другими ОС и программами. Посмотрите сами, писАть не буду...
если родители привыкли проводить вечера у телевизионного экрана (вариант: компьютерного), то и дети, соответственно, будут отдавать предпочтение готовой информации.
В большинстве своём так оно и есть. Поэтому заставить детей читать ох, как нелегко! Родители не направляют чтение детей, потому что сами не знают, что интересно. А мы сами много разве читаем? Что и когда прочитали в последний раз? Тоже больше прикованы к экранам компьютеров или телевизоров, да всех ещё ждут разные домашние дела. Книга стала второстепенной, очень жаль.
"А спроси его потом, что он только что прочел, о чем этот отрывок — только плечами пожмет. Читал, не думая, лишь бы в норму уложиться..." Статья чем-то похожа на мою... Тоже рассуждение, а почему меньше, а как сделать, чтобы читали больше. Все мы этим вопросом задаёмся и учителя, и родители. Не совсем согласна ( авторская цитата). Всегда дети знают, что после прочтения отрывка, а прочитывают до конца его все, необходимо будет ответить на вопросы и высказать своё мнение по поводу прочитанного. А общий фон класса, когда читают большинство хорошо, дети с низкой и средней скоростью чтения стараются подтянуться. А родителей это так беспокоит, что все рекомендации стараются выполнять. В результате, у меня в 4-ом классе нет детей, кто читает меньше 100 слов в минуту. И, конечно, огромный плюс авторам учебников ОС "школа 2100" Дети не испытывают "голода", всегда есть возможность прочитать то, что нравится. Кто работает, тот знает, что напечатаны в учебниках отрывки, а дети выбрать вправе то произведение, которое им понравилось, а не читать все.