НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо, что заметили мою работу! Я обучаю детей с ОВЗ, приходится экспериментир...
Вера Николаевна, спасибо за тренажёры! Уже не знаешь, как выработать почерк у бо...
Ирина Евгеньевна, спасибо за такую красоту! Очень нужно и своевременно!
Любовь Николаевна, спасибо за внимание к работе и добрые слова комментария! Буду...
Очень интересная викторина! Оформление прекрасное! Обязательно воспользуюсь. Спа...
Вера Александровна, какой огромный труд вложен в проект! Я просто в восторге от ...
Вера Александровна, спасибо, что поделились! Очень понравился Ваш творческий про...
ОНЛАЙН
89049259530, sveta_ser82
Блоги » Творчество
21.07.2014 16:13

Как привить школьникам любовь к чтению?

Блог psolovev

Нашел недавно в интернете интересную информацию.

В Латинской Америке, оказывается, издается серия книг, написанных специальными чернилами. И чернила эти под совместным действием солнца и воздуха постепенно исчезают, причем довольно быстро, где-то в течение двух месяцев. Это сделано для того, чтобы заставить людей читать те книги, которые они покупают, а не просто ставить их дома на полочку.

Что ж, раньше в годы сплошного книжного дефицита (дефицита настоящих книг, я имею в виду) многие покупали книги только для престижа. Какой же ты, мол, образованный человек, если у тебя дома нет своей собственной библиотеки, да еще с такими авторами, чтобы все знакомые локти себе от зависти кусали?..

Интересная складывалась тогда ситуация: часто приобрести интересную книгу мог тот, которому книга эта была, как говорится, до лампочки. Купил (по блату, конечно же), поставил на полочку — и все...

А тот, кто книгу ту читал бы и даже перечитывал, приобрести ее никак не мог — по причине отсутствия блата. Например, каждая новая книга братьев Стругацких исчезала с полок книжных магазинов почти мгновенно, хотя и выходила немалыми тиражами. Да что Стругацкие!.. Классиков было трудно купить: Бальзака, Достоевского, Льва Толстого. Я уже не говорю о Ремарке, Купере, Дюма. Ради такого приобретения и в Общество книголюбов вступали, и макулатуру сдавали центнерами...

Теперь приобрести нужную книгу не проблема, были бы деньги. Вот те же Стругацкие: бери — не хочу! А рядом весь Ремарк, да в таких шикарных обложках! Цены, правда, кусаются, но я сейчас немного о другом...

О том, что читать сегодня стали меньше. Все, в том числе и школьники.

Какой это был когда-то прекрасный подарок — книга! На день рождения, на другой какой-то праздник... И как радовались мы, получая в подарок именно книгу. Настоящую КНИГУ, я имею в виду, а не «макулатуру» с обложкой... А что теперь? Что желают получить современные дети на день рождения? Книгу? Скорее всего, что-нибудь другое...

Почему же так произошло? Причин много.

Когда-то именно книги являлись единственным источником информации. Теперь же эту информацию куда проще получить из «всемирной паутины», чем перелистывать многочисленные книжные тома дома, тем более бежать с этой целью в ближайшую библиотеку. Так делают взрослые, поэтому не удивительно, что и дети стремятся к более удобным способам получения той или иной информации.

Существует прямая закономерность: если родители сами дружат с книгой, велика вероятность, что и их дети тоже не будут представлять себе жизни без книги (пусть и электронной). И наоборот — если родители привыкли проводить вечера у телевизионного экрана (вариант: компьютерного), то и дети, соответственно, будут отдавать предпочтение готовой информации. А то и просто сплошной телевизионно-компьютерной «жвачке»: страшилкам, стрелялкам, бесконечным «мыльным сериалам» по всем, считай, каналам...

Да дети не то что читать — они даже пересказать не могут то, что по телевизору только что посмотрели: «Он этому — бац, а тот ему — тресь! А этот автомат как схватит, да по ним: тра-та-та!». Такой вот «богатый» словарный запас...

А что же школа? Если не родители, то, может, хоть она должна как-то привить учащимся любовь к книге?

Прививает! Да так активно, что вместо любви сплошная ненависть может у учащихся развиться! Ведь чаще всего от них требуют читать не те произведения, которые нравятся (или могут понравиться, если ученики еще с ними не знакомы), а те, что в программе стоят. Даже если произведения эти в свое время для взрослых читателей написаны были, а авторы даже подумать не могли, что детишек пятого-шестого класса заставят произведения эти тщательно изучать. Именно изучать, а не просто читать. А кому это понравится, тем более по принуждению?..

И с какой невероятной скоростью это делается!

Сегодня «проходят» одного автора (и соответственно, какое-то его произведение), через урок — уже следующий на очереди (и тоже произведение обязательно прочесть надо!), а за ним, глядишь, и другие на горизонте показались. Ведь авторов так много, а часов на их изучение очень недостаточно. Вот поэтому и внеклассное чтение существует, и на лето ученикам цельный список того, что обязательно прочесть надо, отвалят. И попробуй только не прочитать!

И у бедняг просто не остается времени, чтобы прочитать то, что действительно может им понравиться.

И еще об одном...

Чего я всегда не понимал, это чтения «на скорость». Зачем это и что оно ученикам дает? Вот, например, прочитал (даже не прочитал, а, скорее, отчеканил) ученик определенное количество слов за какое-то время, уложился в норму, хорошую оценку получил. А спроси его потом, что он только что прочел, о чем этот отрывок — только плечами пожмет. Читал, не думая, лишь бы в норму уложиться...

И это называется «прививать любовь к чтению»?

Геннадий Овласенко.





ссылки
Новые записи:
Народный праздник День жаворо... (0)
Со Всемирным Днем Поэзии вас,... (0)
20 марта – Международный день... (0)
Тёплых эмоций и замечательног... (0)
Только первым быть непросто... (0)
4 марта – 120 лет со дня рожд... (0)
Тридцать лет, которые потрясл... (0)
Про добро, неравнодушие и отв... (1)
Незабываемый отпуск на остров... (4)
Важный праздник — День защитн... (0)
2694
19
Galina1952
#1 | 22.07.2014 | 17:49 | 0 [Материал]
Да, уж это чтение на скорость... У учительницы моих детей волосы дыбом вставали, когда она слышала, что читают её ученики на скорость. Слова выдумывали, слоги глотали.

nina-kavkaz
#2 | 22.07.2014 | 19:33 | 0 [Материал]
Актуальная проблема, которая очень трудно решается! Действенных способов, кажется, так и не нашли.

модель69
#3 | 22.07.2014 | 20:31 | 0 [Материал]
Сейчас очень мало детей проводятсвободное время за книгой. А потом двух слов связать не могут.

Латышева
#4 | 22.07.2014 | 22:02 | 0 [Материал]
Как привить школьникам любовь к чтению? - риторический вопрос!

Cerg68
#5 | 23.07.2014 | 07:40 | 0 [Материал]

Цитата
Вот, например, прочитал (даже не прочитал, а, скорее, отчеканил) ученик определенное количество слов за какое-то время, уложился в норму,
хорошую оценку получил.
Вы не правы. Кроме темпа чтения проверяется выразительность и осознанность, понимание.
В целом, я согласна, что пора отказываться от замеров темпа чтения. Этого не делают нигде в мире, кроме нас.

наталл
#6 | 23.07.2014 | 09:38 | 0 [Материал]
А я думаю, что если мы откажемся от проверки техники чтения, то дети совсем перестанут читать. Нормы чтения хоть чуть стимулируют - быть не хуже, чем остальные.

fktrcfylhf
#7 | 23.07.2014 | 18:29 | 0 [Материал]

Цитата
А я думаю, что если мы откажемся от проверки техники чтения, то дети совсем перестанут читать. Нормы чтения хоть чуть стимулируют - быть не хуже, чем остальные.
Да, бывает, что после проверки техники чтения многие начинают пыхтеть над книжками.

Helen5481
#8 | 23.07.2014 | 21:18 | 0 [Материал]
Над книгами надо не пыхтеть, а проживать их! Не прочитывать, а читать! Чтоб научить чему-то кого-то для этого лучше всего показать свой пример. Самому читать и рассказывать детям, делиться с ними впечатлениями. Организовать свою работу (особенно внеклассную) так, чтобы увлечь детей, а не заставить!

c
chlk
#9 | 23.07.2014 | 21:39 | 0 [Материал]
Бегло читать - это еще не значит читать осмысленно. Многие дети, прочитав отрывок, не могут рассказать о чем они прочли.
Ребенку нужно вовремя интересную ему книгу предложить. Для каждого возраста свои книги. До некоторых книг дети просто не доросли. Мы с вами можем детскую книжку прочесть, и даже с удовольствием. А вот ребенку взрослая книга будет скучна и трудна.

Латышева
#11 | 23.07.2014 | 21:49 | 0 [Материал]
Все произведения, которые изучаются в школьной программе старшеклассников сможет понять только взрослый человек.

ромашка5975
#12 | 23.07.2014 | 22:07 | 0 [Материал]
Да нет, не все, Татьяна Анатольевна. Есть замечательные произведения, которые детям интересны. Кстати, многим нравится "Преступление и наказание".

valvas
#18 | 30.09.2014 | 13:53 | 0 [Материал]
Я сама поняла его только после того, как отработала с детьми, некоторые из которых имели очень интересное мнение и рассуждали о таких вещах, которые по ходу чтения в мной в школьном возрасте, мне в голову даже не приходили.

Латышева
#10 | 23.07.2014 | 21:45 | 0 [Материал]
А я, грешна, заставляю читать. Для того, чтобы прожить книгу, нужно уметь хорошо, без ошибок, быстро и выразительно читать. Не имея навыка беглого правильного выразительного чтения, ничего не прожить. А после того, как навык сформирован, нужно увлечь детей чтением.

lubovsai
#14 | 23.07.2014 | 22:28 | 0 [Материал]
Полностью с Вами согласна!

Helen5481
#13 | 23.07.2014 | 22:26 | 0 [Материал]
Учебники Бунеева никто из здравомыслящих людей понять не сможет. Это не произведения, а порыв больной фантазии!

valvas
#19 | 30.09.2014 | 14:05 | 0 [Материал]
Не согласна с Вами. 4 выпуска выпустила, посмотрите на моих детей. У меня есть статья с презентацией на эту тему в моих работах, и проведено исследование в сравнениями с другими ОС и программами. Посмотрите сами, писАть не буду...

smolenczewatat
#15 | 24.07.2014 | 11:52 | 0 [Материал]

Цитата
если родители привыкли проводить вечера у телевизионного экрана (вариант: компьютерного), то и дети, соответственно, будут отдавать предпочтение готовой информации.
В большинстве своём так оно и есть.  Поэтому заставить детей читать ох, как нелегко! Родители  не направляют чтение детей, потому что сами не знают, что интересно.   А мы сами много разве читаем? Что и когда прочитали в последний раз? Тоже больше прикованы к экранам компьютеров или  телевизоров, да  всех ещё ждут разные домашние  дела. Книга стала второстепенной, очень жаль.

Латышева
#16 | 24.07.2014 | 13:45 | 0 [Материал]
По Бунееву не учила, но заменяла несколько уроков. Шварца "Два брата" читали. Уроки прошли замечательно во всей параллели.

valvas
#17 | 30.09.2014 | 09:18 | 0 [Материал]
"А спроси его потом, что он только что прочел, о чем этот отрывок — только плечами пожмет. Читал, не думая, лишь бы в норму уложиться..."
Статья чем-то похожа на мою... Тоже рассуждение, а почему меньше, а как сделать, чтобы читали больше. Все мы этим вопросом задаёмся и учителя, и родители.
Не совсем согласна ( авторская цитата).  Всегда дети знают, что после прочтения отрывка, а прочитывают до конца его все, необходимо будет ответить на вопросы и высказать своё мнение по поводу прочитанного. А общий фон класса, когда читают большинство хорошо, дети с низкой и средней скоростью чтения стараются подтянуться. А родителей это так беспокоит, что все рекомендации стараются выполнять. В результате, у меня в 4-ом классе нет детей, кто читает меньше 100 слов в минуту. 
И, конечно, огромный плюс авторам учебников ОС "школа 2100" Дети не испытывают "голода", всегда есть возможность прочитать  то, что нравится. 
Кто работает, тот знает, что напечатаны в учебниках отрывки, а дети выбрать вправе то произведение, которое им понравилось, а не читать все.



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети