Педагог-философ, теоретик воспитания, методист, психолог, школовед, историк педагогики, великий учитель русских народных учителей, просветитель-демократ.
Это всё о нём, замечательном педагоге, гордости российской педагогической науки, утверждавшем, что, "если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".
Константин Дмитриевич Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень.
Его педагогические афоризмы актуальны и свежи и сегодня:
- Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
- Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
-Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
- Быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.
Мудрость, которую мы порой забываем, заключается в следующих его словах: "Воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается"
Сегодня К.Д.Ушинскому исполнилось бы 190 лет. Думаю, что в такой день стоит вспомнить о великом вкладе в педагогику замечательного великого педагога!
А как вам такая его мысль: "В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся"?
А это его сказка, ставшая впоследствии даже тостом: "Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру,- лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом"?
"Чтобы воспитывать ученика, нужно знать его во всех отношениях". Это тоже важное изречение. Часто мы походя затрагивает чужие судьбы, не разобравшись оцениваем и строго судим.
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета
Ольга Леонидовна, для меня тоже и уже давно. Но я не об этом... Спасибо хочу сказать Вам, за то, что вернули картинку с радугой в профиль. И простите, коль обидел.