НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Раиса Поликарповна, спасибо Вам за внимание к работе и добрые слова! Рада Вас ви...
Любовь Николаевна, спасибо большое за добрый комментарий!
Благодарю Вас, Оксана, за внимание к игровому ресурсу и добрые слова комментария!
Спасибо, Зоя Андреевна, за красивые шаблоны для создания презентаций!
Наталья Александровна, третий вариант у Вас также интересен, как и предыдущие. С...
Наталья Васильевна,спасибо Вам огромное за Ваш труд! Презентации очень содержате...
ОНЛАЙН
psolovev

Анзор Музаев - С ЕГЭ чудес не бывает

06.12.2016 | Комментариев: 3
Интервью с заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзором Музаевым.

Анзор Ахмедович, расскажите, пожалуйста, о себе: где вы учились, кем хотели стать и могли ли предполагать, что ваша деятельность будет так тесно связана со сферой образования?

Когда я учился в школе, то предполагал, что пойду по стопам отца и буду работать в милиции следователем. Конечно, мое будущее мы активно обсуждали с родителями, но все же до старших классов определенности никакой не было. Но все решил случай: мы узнали, что при Чечено-Ингушском государственном педагогическом институте (так этот вуз назывался раньше) работают курсы юного педагога для выпускных классов.

Два года я ездил на эти курсы, занимался русским языком, математикой, физикой. Лекции нам читали вузовские преподаватели, и это было очень интересно. Выпускные экзамены я сдал отлично, и мне сказали, что после получения аттестата меня готовы автоматически зачислить в этот институт.

Вы сразу приняли решение?

Практически сразу, хотя, не скрою, раньше рассматривал и другие варианты. Но этот институт был самый молодой вуз в Грозном, с новыми корпусами, с интересными преподавателями – в этом я уже успел убедиться, занимаясь на курсах. Собственно так и началось мое погружение в профессию.

Одна из неотъемлемых составляющих жизни будущего педагога – практика в школе…

Мы проходили практику в двух школах, и в каждой была своя специфика. В лицее при Грозненском нефтяном институте у нас была работа, связанная не с преподаванием, а с воспитательной работой. В другой школе я и мои однокурсники уже вели уроки: труд и общетехнические дисциплины.

Люди не сдавались, и ни один из вузов не закрылся – честь и хвала нашим студентам и их родителям, всему профессорско-преподавательскому составу

Планировали ли вы оставаться в школе?

Нет, с самого начала я знал, что буду учиться дальше, а затем если и займусь преподаванием – то только в вузе.

Так и получилось. В середине девяностых в Чечне была ситуация сложная: институт я уже заканчивал в 1996 году после первой военной кампании. В Грозном продолжать обучение в аспирантуре было уже невозможно.

Я уехал учиться в Махачкалу, в Политехнический университет, выбрал специальность «Технология машиностроения». Работы было много, я собирал материалы для диссертации, проводил эксперименты, ездил на консультации к научному руководителю в Астрахань, участвовал в конференциях и готовился к защите.

В 2003 году я вышел на защиту в Санкт-Петербургском государственном техническом университете. И все это время преподавал в Чеченском государственном педагогическом институте и Грозненском государственном техническом университете.

Чем вам запомнилась преподавательская деятельность в вузе?

Она совпала с очень сложными временами в истории нашей республики и всей страны: бушевал кризис, обесценивались деньги. Грозный был разрушен после первой военной кампании.

Но люди не сдавались, и ни один из вузов не закрылся – честь и хвала нашим студентам и их родителям, всему профессорско-преподавательскому составу. Несмотря на отсутствие зарплаты, обстрелы и блокпосты они выходили на учебу и на работу.

Сидели у печек-буржуек, в помещениях с заклеенными пленкой окнами. Посещаемость была стопроцентная! Люди верили, что все изменится в лучшую сторону, что переходный период – это временно. Так все и произошло.

И они победили, победила наука и желание сохранить нашу высшую школу.

Многих из этих ребят я встречаю и сейчас: они стали инженерами, учителями, работают в администрации и в правительственных структурах. И я горжусь, что тоже приложил руку к их воспитанию, к тому, что они стали законопослушными гражданами России, патриотами своей родины – и республики, и страны.

Современные студенты – это другие люди? Не такие, как студенты 90-х?

Конечно, и время сейчас другое, они живут и учатся совсем не в таких условиях, как раньше, у них иные запросы...

А студенты образца середины 90-х – начала 2000-х годов – люди другие. В свои 18-20 лет они много повидали и пережили, поэтому были вынуждены раньше повзрослеть.

Ценили каждую минуту, прожитую в кругу семьи, проведенную с друзьями, ценили жизнь, хотели учиться. То, что происходит в республике сейчас – это сделано стараниями этих самых ребят, их умением и желанием изменить все к лучшему.

Ваша деятельность на посту министра образования и науки Чеченской республики совпала с многочисленными переменами в сфере образования, в том числе с введением ЕГЭ. Какие возникали сложности, как их удалось преодолеть?

Я стал министром в январе 2008 года, и до введения ЕГЭ в штатный режим у нас было очень мало времени – всего полтора года. Все было разрушено, большинство школ не соответствовало нормам, к тому же катастрофически не хватало педагогов, мы понимали, что нормального учебного процесса в последние годы не было.

В школах оставались энтузиасты, как могли помогали родители… Восстанавливалось все медленно, гораздо медленнее, чем мы могли себе позволить.

И уж тем более не было никакого понятия об апробации, участие в экспериментах, пилотных проектах ЕГЭ.

В современных КИМах вопросы построены так, что делать шпаргалки бессмысленно – любой вопрос направлен не на знание одного конкретного факта, а на умение мыслить

Истинный масштаб бедствия мы оценили в 2008 году, во время экзаменационной кампании, когда предложили школам по КИМам провести пробный экзамен.

Скажу честно, если бы в это время ЕГЭ был обязательным – больше половины выпускников просто бы не получили аттестатов.

Как вы выходили из ситуации?

Весь следующий учебный год – 2008-2009 – мы проводили серьезную работу с одиннадцатиклассниками, усиленно готовились к экзаменам. Но все равно уверенности в том, что ЕГЭ будет сдан так хорошо, как нам бы хотелось.

В мае 2009 года мы с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым обсудили ситуацию, еще раз проговорили, что далеко не все выпускники получат аттестаты, и это может вызвать серьезное социальное напряжение в республике. Но тем не менее, было принято решение проводить экзамен объективно, какие бы результаты ни были.

И какие результаты вы получили в 2009 году? Удалось ли за год исправить ситуацию?

Я считаю, что удалось. Не смогли преодолеть минимальные барьеры 36% выпускников – по сравнению с тем, что было в 2008-м ситуация улучшилась.

Нам позвонили из Минобрнауки РФ и предложили снизить минимальные пороги балл в республике, чтобы увеличить количество выпускников, получающих аттестат. Но мы попросили оставить все как есть, поскольку ситуация объективная, и школьники, и педагоги должны понимать, что ее надо решать не снижением порогов, а повышением качества образования.

Чеченская республика одной из первых установила видеонаблюдение в пунктах проведения экзамена. Почему вы решили это сделать?

Как я уже говорил, мы за объективность. Видеонаблюдение у нас появилось во всех аудиториях и пунктах проведения экзамена в 2009 году, в штабах были компьютеры, куда выводилась информация, а в Центре дистанционного образования – нашем ситуационно-информационном центре – сводилась информация со всех компьютеров республики, сидели наблюдатели, которые контролировали процесс сдачи экзамена.

Если где-то было нарушение – мы сразу его пресекали. Кроме того, на ППЭ выезжали наблюдатели из молодежного парламента – словом, та схема, которая сейчас используется на федеральном уровне, у нас работала с 2009 года.

И объективность результатов наших выпускников ни у кого не вызывала сомнения: мы получили благодарность от министра образования и науки РФ, от Президента РФ, от премьер-министра.

Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что Чеченская республика проводит экзамен объективно и ставил нас в пример другим регионам.

В течение пяти лет, которые я занимал пост министра образования республики, мы вышли с 36% на 12% ребят, которые не получили аттестат – то есть динамика была очевидной.

Как восприняли педагоги такой «форсированный» подход к экзаменационной кампании?

Конечно, было трудно – и самим педагогам, и администрации школ, и ученикам. Но все же отнеслись с пониманием: если бы не такой подход, мы просто бы не вышли из того замкнутого круга, в который попали в конце 90-х.

Сегодня ЕГЭ признан «зоной, свободной от списывания». Но все же некоторые выпускники не оставляют попыток воспользоваться шпаргалками, телефонами и т.д. С какими самыми необычными подсказками вы сталкивались на практике?

Вариаций было много – благодаря системе видеонаблюдения мы видели и бумажные шпаргалки, и телефоны, и многое другое.

Больше всего меня удручила шпаргалка, которая была изъята в одном из регионов – выпускник принес на экзамен распечатку со скачанными темами для сочинений. Он скопировал первые 300 тем, которые нашел в поисковике, даже не потрудившись ознакомиться с демоверсиями контрольно-измерительных материалов.

То есть совершенно непонятно, как такой неподготовленный молодой человек мог быть допущен к экзамену. Поэтому мы поехали в школу и провели там серьезный разговор с педагогами и администрацией.

Были ребята, которые пытались отправить вопрос по телефону – но мы это пресекаем как видеонаблюдением, так и средствами подавления связи и «рамками» при входе.

Некоторые пытались вынести вопросы из аудитории – на листах или записать даже на руке – но благодаря видеонаблюдению «проскочить» никому не удается.

Так что при той системе контроля, которую мы выстроили, школьникам легче подготовиться, чем пытаться списывать. К тому же в современных КИМах вопросы построены так, что делать шпаргалки бессмысленно – любой вопрос направлен не на знание одного конкретного факта, а на умение мыслить.

Помимо обязательных дисциплин, каждый выпускник может выбрать экзамен по выбору. Какие предметы предпочли бы сдавать вы, если бы сейчас готовились к ЕГЭ?

Помимо обязательных русского языка и математики – историю, которая всегда была одним из моих любимых предметов, и физику.

Считается, что экзамены – это огромный стресс для школьников. Согласны ли вы с этим утверждением? Или считаете, что экзамены – это штатная рабочая и учебная ситуация?

За время работы в Рособрнадзоре я посетил много пунктов сдачи экзаменов: начиная от «продвинутых ЕГЭ-регионов» – Москвы и Санкт-Петербурга – до юга России. И нигде я не видел дрожащих и бледных выпускников. Сосредоточенных – да, озадаченных – да, но никакого ужаса, о котором так много говорили родители этих школьников, не было.

Я считаю, что стрессовая ситуация часто создается, как это ни парадоксально, в семье. Родители начинают требовать от детей 100 баллов, предъявлять претензии, обвинять в том, что они «не оправдали надежды»… И это абсолютно неправильно.

Не каждому дано быть «стобалльником», не каждому дано быть гением: все люди совершенно разные, и требования к детям должны быть разумными, трезвыми

Семья должна поддерживать, помогать. Родители должны рассказывать ребенку, что любят его не за ту оценку, которую он получит, а за то, что это их ребенок.

Не каждому дано быть «стобалльником», не каждому дано быть гением: все люди совершенно разные, и требования к детям должны быть разумными, трезвыми.

И важно помнить, что на экзаменах жизнь не заканчивается – все только начинается. Экзамены сдавали, сдают и будут сдавать все, причем не только в школе.

Откуда же взялась эта ЕГЭ-паника?

Сначала – от того, что люди не были готовы к объективной оценке. Если результат плохой – то сразу принимались репрессивные меры: наказывали педагогов, увольняли директоров, не допускали школьников, которые могут показать плохие результаты, к аттестации… На самом же деле это не решало проблему, а только усугубляло ее.

С ЕГЭ чудес не бывает: ни один новый директор, ни один педагог не может за год обеспечить стопроцентную успеваемость там, где ее не было раньше. Пример Чеченской республики, который я приводил, очень показательный: за пять лет вышли с 36% не преодолевших минимальный порог до 12%. И это было, повторю, пять лет, а не год или не несколько месяцев.

Сейчас уже приходит понимание того, что работать надо системно.

И тем не менее успешно сданный ЕГЭ – это пропуск в высшую школу, причем на перспективные специальности и на бюджетные места…

А вы уверены, что это правильно – всем стремиться в вузы? Почему-то считается, что высшее образование – это некий «социальный лифт», при этом большая часть выпускников вузов не идет работать по специальности.

В Советском Союзе, кстати, в вузы шли примерно 30% выпускников школ, и далеко не все становились дипломированными специалистами. Для остальных тоже находилась сфера применения, и это вполне логично.

Еще одна обсуждаемая сегодня тема – нагрузка на школьников. Увеличилась ли она?

Могу сказать по своим детям и по своему опыту – мне кажется, что они заняты больше, чем мы в свое время. Хотя я тоже посещал кружки, секции, но для меня это была разгрузка, удовольствие. Сегодня же многие дополнительные занятия (особенно в старшей школе) связаны с обучением, с предметной подготовкой. Так что расценивать их как «разгрузку» можно с очень большой натяжкой.

Анзор Ахмедович, вы воспитываете пятерых детей. Чему, по вашему мнению, важнее всего научить их?

Меня в детстве учили – и я передаю это своим детям – что если ты не полезен своей семье, то ты не будешь полезен своему городу, а значит и региону, и целой стране.

Нельзя быть эгоистом, надо всегда поддерживать своих близких, подставлять им плечо, помогать друг другу.

Нужно с уважением относиться к тому обществу, в котором мы живем, объединять людей, уметь погасить конфликт. И если ты с уважением относишься к людям, то и тебе такое же уважение возвращается.

Что бы вы хотели пожелать читателям портала «Российское образование»?

Всем, кто учится, я желаю получать удовольствие от учебы, впитывать знания, совершенствовать их. И пусть сейчас вам может быть сложно, но в будущем вы получите дивиденды от своей учебы, надо просто набраться терпения.


И, конечно, желаю всем счастья и удачи.

Источник: ege.edu.ru

Новые новости:
Законопроект о добровольном... (0)
Об изменении расписания и п... (0)
Предложение президента о ра... (0)
Заявления В.Путина об образ... (0)
Предложение увеличить колич... (0)
Современные уроки физкульту... (0)
Государственная система оце... (0)
Право на получение квартир ... (0)
Роль искусственного интелле... (0)
Освободить от ЕГЭ детей из ... (0)
Уроки физкультуры на ледовы... (4)
Санкции за требование от уч... (0)
3272
3

belashov
#1 | 07.12.2016 | 15:38 | 0 [Материал]
ЕГЭ основывается на запоминании, а не на логике. Если бы давали выбрать не один ответ, а несколько дополняющих друг друга, да еще в определенной последовательности, то можно было бы проверить знания логики предмета по подбору признаков искомого понятия.

GVG
#2 | 07.12.2016 | 19:03 | 0 [Материал]
А почему "-"?

belashov
#3 | 08.12.2016 | 12:34 | 0 [Материал]
Почему Министрами образования назначают преподавателей ВУЗов, а не руководителей школ? Преподавание в ВУЗе и учительская и воспитательная работа работа в школе не имеют ничего общего, поскольку педагогическая работа с взрослыми людьми (студентами старше 17 лет) и с детьми резко отличается из-за различий в возрастной психологии.





БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети