Более шестисот специалистов системы образования из 12 стран мира приняли участие в XIV международной научно-практической конференции "Тенденции развития образования", которая состоялась в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН).
Тема конференции этого года – "Кто и как использует и оценивает образовательные стандарты?". С видеообращением к участникам форума обратился почетный профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук сэр Майкл Барбер. Он напомнил, что в США уже шесть лет не утихают баталии по поводу федеральных требований к содержанию школьных программ, к которым добровольно присоединяются отдельные штаты.
Многие, тем не менее, видят в этих общих основах (содержательном ядре учебных программ) усиление федерализации, признаки нежеланного "иностранного" влияния. В целом поддержав идею проектирования "стандартов качества", спикер предостерег от привязки к ним системы оплаты учительского труда.
Образовательный стандарт становится предметом активного политического лоббирования во всем мире, считает ректор МВШСЭН Сергей Зуев. Он напомнил о невероятном многообразии людей, вовлеченных в сферу образования, пригласив задуматься над вопросом, является ли стандарт культурной нормой.
Школа прошла длинный путь от стандартных учебных программ и типовых проектов зданий к идее стандарта на результат, напомнила декан факультета менеджмента в сфере образования МВШСЭН Елена Ленская. "Пока не разработан новый стандарт, где показано перерастание знаний в умения, действующий ныне стандарт остается настолько общим, что совершенно непонятно, что с ним делать", – сказала она.
Вопреки закону об образовании, предписывающему их разработку, в Литве образовательных стандартов нет, сообщил эксперт Всемирного банка Альгирдас Забулионис. С одной стороны, необходимость в них очевидна. С другой стороны, неясно, как следует понимать требование к ученику усвоить, например, таблицу умножения, когда не все политики ее знают.
"Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что делают продавцы, когда надо умножить семь на шесть", – пояснил участник конференции. Он познакомил с данными, согласно которым доля второгодников в РФ по начальной и средней школам составляет соответственно один и менее одного процента. Среднее значение этого показателя по странам OECD – 6,5 процента.
Сегодня, как заявила научный консультант научно-образовательного центра ОАО "Издательство "Просвещение" Ольга Логинова, руководители примерно половины российских компаний решают проблему "как избавиться от балласта и где найти кадры?" Ситуация высокой неопределенности в экономике выводит в число важнейших умений работника способность принимать решение.
Она поделилась статистикой усвоения стандартов на всех уровнях системы общего образования. Согласно ей, от 10 до 20 процентов учащихся осваивают программу фрагментарно, каждый второй на базовом и примерно 20-40 процентов на высоком уровне, из которых 5-7 процентов аттестуются как круглые отличники. Такая картина наблюдалась и в советской школе.
Анализируя вопрос о необходимости регламентации содержания занятий в сфере дополнительного образования, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ "ВШЭ" Сергей Косарецкий отметил, что "кружки робототехники растут сегодня как грибы после дождя". Но даже у профессионалов нет уверенности относительно умений и навыков, которые они формируют.
Отметив, что госрегулирование в условиях дефицита общественного самоуправления придавливает всякого рода инициативы, спикер предложил рассчитывать в этом вопросе на активность самих профессиональных гильдий.
Предметом регулирования могут стать содержательные рамки в виде ключевых правил игры. Профессионалу не надо детально что-то прописывать. Достаточно показать, что за нарушения правил последуют санкции, заключил эксперт. На протяжении 12 лет конференция "Тенденции развития образования" является площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития образования на региональном, национальном и международном уровне.
от 10 до 20 процентов учащихся осваивают программу фрагментарно, каждый второй на базовом и примерно 20-40 процентов на высоком уровне, из которых 5-7 процентов аттестуются как круглые отличники. Такая картина наблюдалась и в советской школе.
Получается, что "усовершенствование" системы образования было напрасным?
Плюсы и минусы были в те времена и есть сейчас. Знания у выпускников советской школы были качественнее! Не было такого бессмысленного вала бумаг и отношения к учителю как к обслуге!
Стелла Ивановна, согласна с Вашим мнением! Одна моя ученица была очень удивлена тем, что её бабушка, которой на тот момент было 49 лет, помнит со школьных времён басню И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей" наизусть. Для неё было прямо потрясением: как такое возможно? А нынешних детей спроси через месяц, уже не помнят. Какая - то короткая у них память...
Этот факт доказывает сама жизнь, сегодняшние родители все сдали ЕГЭ по русскому языку через столько лет, как закончили школу. Почему не все ученики могут сдать этот же экзамен сегодня?
Исследование PISA показало, что чуть-чуть подрос уровень по сравнению с предыдущим у российских школьников! Но без исследования учителям, как мне кажется, видят, что в советской школе знания были крепче.
Утверждение: "Учит не лучше и не хуже..." Давайте уже остановимся, дадим возможность учителю работать. Мне кажется, что это ещё и потому, что в школах осталось пока много педагогов, работавших в советской школе.
Елена Владимировна, это точно. Много еще педагогов работает, которые учились сами в советские времена и учат сейчас детей так, как их учили. Основательно.
Точно так! Нет времени на повторение и закрепление. Галопом по "европам" изучаем. И конкурсы, конкурсы, проекты, исследования - из пустого в порожнее...
Она поделилась статистикой усвоения стандартов на всех уровнях системы общего образования. Согласно ей, от 10 до 20 процентов учащихся осваивают программу фрагментарно, каждый второй на базовом и примерно 20-40 процентов на высоком уровне, из которых 5-7 процентов аттестуются как круглые отличники. Такая картина наблюдалась и в советской школе.
Интересно, а если из сегодняшней программы убрать "всё лишнее" (чего не было в советское время), процент будет такой же? В советской школе, на сколько я себя помню, в начальной школе больше 4 уроков в день не было, английский изучать начинали с 4 класса, да и не знали что такое внеурочка. Мне кажется, что странно сравнивать успеваемость учащихся в то и в это время, не учитывая нагрузку у учеников.
А нагрузка родителей как зашкаливает! Без их помощи и поддержки работать всё сложнее. Не помню, чтобы в советские времена мамы и папы с детьми уроки делали. Была группа продлённого дня, там всё всегда успевали. Жизнь в школе текла основательно и размеренно. А в настоящее время - одна бессмысленная суета, но мы, учителя, ничего, к сожалению, с этим поделать не можем...
А нагрузка родителей как зашкаливает! Согласна! Некоторые добросовестные родители тратят на выполнение домашнего задания по 4 - 5 часов. Некоторые родители затрудняются помочь детям уже во втором классе. В частности в рабочих тетрадях на печатной основе. Иногда такие несуразные задания встречаются...
Отсутствие в советской средней школе гуманитарных предметов: социальная психология, социология, экономика, юриспруденция привело к непониманию происходящих социальных процессов массой населения, приведших к распаду СССР. Советское образование было обрезанным. Реальным образованием было только техническое и естественное. Российское образование уничтожило и техническое и естественное, не развив настоящего гуманитарного. Вы учителя используете социометрию в целях выявление лидеров среди учеников? Вы используете возрастную и особенно подростковую психологию с целью создания мотивации в обучении? Читайте мою статью "Тезисы о лидерах". Название наберите в поисковике.
Сегодня утром по радио обсуждалась тема репетиторства. Мнений много, нередко противоречивых. Факторов, действующих на обучение, в школе много. Отделить их друг от друга в процентом отношении очень сложно, точнее невозможно. Помогает интуиция родителей: пусть за деньги, но надежнее. Хотя и они ошибаются нередко. Кого учить, чему научить, за какой промежуток времени, мотивация ученика,опыт учителя, условия в которых находится ученик и так далее.
Помогает интуиция родителей: пусть за деньги, но надежнее. Хотя и они ошибаются нередко.
Пользоваться услугами репетиторов не приходилось. Но на родительском собрании слышала высказывания многих родителей о репетиторстве, что это бесполезная трата денег. Интересно, существуют ли в нашей стране настоящие репетиторы, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности? Или это учитель, работающий дополнительно со своим же обучающимся за сдельную плату?
Порядочный репетитор не берет детей из своего класса (а некоторые даже из школы). А по-поводу лицензии - море времени на оформление, куча нервов, денег, гора справок... И НИКТО из приходящих с детьми родителей даже не спросил про лицензию! Лицензия - что бы государство и с такого дохода могло налоги себе урвать.
Что такое "советская школа", полагаю, всем, кто в ней учил и учился, понятно. описание, надо думать, у всех будет "плюс-минус полслона" похожее. и не только в плане общей учебной программы, но и ритуалов, процессов, уклада, так сказать. а вот что такое "школа российская" мне, как выпускнику советской, как-то неведомо. вы как инсайдеры этого дивного нового мира - подскажите, в чем ее суть и отличие от советской!
Что такое "советская школа", полагаю, всем, кто в ней учил и учился, понятно. описание, надо думать, у всех будет "плюс-минус пол слона" похожее. и не только в плане общей учебной программы, но и ритуалов, процессов, уклада, так сказать. а вот что такое "школа российская" мне, как выпускнику советской, как-то неведомо. вы как инсайдеры этого дивного нового мира - подскажите, в чем ее суть и отличие от советской!
Что такое "советская школа", полагаю, всем, кто в ней учил и учился, понятно. описание, надо думать, у всех будет "плюс-минус пол слона" похожее. и не только в плане общей учебной программы, но и ритуалов, процессов, уклада, так сказать. а вот что такое "школа российская" мне, как выпускнику советской, как-то неведомо. вы как инсайдеры этого дивного нового мира - подскажите, в чем ее суть и отличие от советской!
а что, вопрос стоит именно так: НЕ ХУЖЕ ли российская школа советской? а ведь сейчас повсюду говорят именно о модернизации, инновационности, прорывных изменениях в системе образования! как же так?