НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Ольга Ивановна! Спасибо за за шаблон! И даже кнопочка красная есть на планшете. ...
Надежда Георгиевна, большое спасибо, что всегда находите время просмотреть работ...
Ольга Владимировна, благодарю за тёплый отзыв и высокую оценку моей работы. Всег...
Ольга Ивановна, здорово! Очень понравился шаблон, СПАСИБО! Вы не перестаете удив...
Спасибо за работу! Взяла в копилку.
Олеся, молодец! Творческих тебе успехов!

Как найти путь к сердцу ученика?

Воспитание


22.10.2016
Вопрос очень интересный, но сложный. Три дороги только в сказках. А у учителя их множество. И надо искать те дороги, на которых будет крупными буквами написано: ЧЕСТНОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ. Это те качества, которые воспитывала во мне советская школа. Помню учителя по русскому языку – Владимира Ивановича. А фамилия – Великотный.. И в самом деле вся семья у них была ВЕЛИКАЯ. В их семье выросло и воспиталось не одно поколение замечательных учителей и докторов. Именно докторов. Я не ошиблась. К великому огорчению, слово это не так часто встречается в медицине, а слово врач почему- то ассоциируется с негативными передачами о врачах. И для меня слово ВРАЧ не будет синонимом к слову ДОКТОР. Наверное, потому, что оно у меня в сочетании ЗЕМСКИЙ ДОКТОР и в воспоминаниях о них по второй половине 19 века. Они несли те качества, которые я уже назвала.



Учитель мой любимый начинал урок так.

- Вы знаете, ребята, в воскресенье я ходил в лес. Я люблю гулять по лесу. И вдруг во время прогулки мимо меня заяц проскочил. Иди – ка, Галя к доске. Напиши нам это слово с большой буквы. Что же заяц – то сделал?

- Пробежал, Владимир Иванович.
- Вот напиши рядом это слово. А как ты думаешь, как он пробежал?
- Очень быстро, Владимир Иванович.
- Вот, Галя, давай допишем это.

Так рождались предложения. Это был 5 класс. Но до сих пор сидит в голове эта картина. Если говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, то я смело могу утверждать, что путь к сердцу ученика лежит через тепло души, которое мы и чувствовали во Владимире Ивановиче. Я бы сейчас сравнила его с учителем из рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Я работаю 56 год. Начала свой путь учителя в 19 лет после окончания педагогического училища по направлению в качестве учителя русского языка и литературы в одну из деревенских школ. Скажу честно, мне крупно повезло на учителей в школе и в профессии. Я стараюсь быть похожими на них. Приведу один пример.

Ученики 10 класса (1982 год) не приготовились к сочинению. И я пришла в пустой класс. С урока ушли все. Расстроилась. Мне обидно. Сижу дома и думаю, как поступить. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Мгновенно пришла в голову первая строка, и побежали за ней все остальные. Через несколько дней мой урок в этом классе. Иду с волнением. Теперь думаю, что и они переживали, как пройдёт наша встреча. Захожу в класс. Здороваюсь и говорю:

- Вы знаете, ребята, вчера я написала небольшое стихотворение. (Они знали, что я этим увлекаюсь). Послушайте, я вам его прочту. И прочитала.

Бежали вы, как с поля боя шведы,
Как те французы, что в 12м году,
О чести, совести не ведая,
Бежали, замерзая на ходу.

И вот сижу одна я в кабинете,
Задумчиво смотрю на опустевшие столы,
Вы стали размышленья моего предметом,
Сижу и думаю: «Сильны мои орлы!»

Что побудило вас воздвигнуть между нами крепость?
Что побудило вас с урока убежать?
Я думаю, что всё это нелепость.
Не лучше ль нам сначала всё начать?

Не попытаться ль нам понять друг друга снова?
Не попытаться ль нам установить контакт?
Из данной ситуации не вижу выхода иного.
Не будем выяснять мы почему? и как?

Не будем брать себе в помощники жестокость, злобу,
За пазухой не будем камня мы таить.
И от житейских бурь и распрей на подмогу
В сердцах мы будем доброту хранить.

В классе стояла мёртвая тишина. Мы больше ни слова не сказали по поводу и инциндента, и стихотворения. Дальше я произнесла: «Тема нашего урока сегодня…», и мы продолжили урок.

Не часто случаются в жизни учителя такие ситуации. Но очень сложно дать понять ученику, что он что – то сделал не так. И каждый раз я думаю: как поступить, чтобы себя не опозорить и ученика не обидеть. Мерилом в этом случае для меня являются замечательные слова А.В.Суворова: ОТСТУПЛЕНИЕ НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ПОРАЖЕНИЕ.

©
Усачева Галина Николаевна
Усачева Галина Николаевна
Портфолио
Разработки
Блог автора

Понравилось? Сохраните и поделитесь:
ссылки

278
11
Lapusya
#11 | 27.11.2016 | 06:12 | 0
Галина Николаевна, какое замечательное эссе! Сопереживала Вам... даже представила себя в классе... эту тишину услышала... Спасибо Вам! Раз есть такие люди в школах, то всё у нас будет хорошо! Удачи Вам, сил, терпения и любви (и в семье, и от учеников, и от их родителей...) Ещё раз СПАСИБО!

Аркадьевна
#10 | 23.11.2016 | 11:02 | 0
Галина Николаевна! Искренне поздравляю Вас успехом в конкурсе эссе "Как..."!

farnat55
#9 | 05.11.2016 | 20:36 | 0
Галина Николаевна, спасибо Вам за такое интересное и поучительное эссе! Мне очень понравилось! Вспомнились школьные годы, когда мы сами убегали с уроков. Как хорошо и все правильно Вы написали! И стихотворение такое можно было написать только под влиянием сильных душевных эмоций, по себе знаю. Здоровья Вам и творческих успехов!

PElena
#8 | 31.10.2016 | 15:34 | 0
Уважаемая Галина Николаевна! Большое спасибо за урок, который Вы нам подарили в своем эссе. Каждое слово пронизано такой любовью к учителям, к ученикам, к человеку.

svetlaychok
#7 | 27.10.2016 | 18:01 | 0
Галина Николаевна, с большим интересом познакомилась с Вашим эссе. Прочитала на одном дыхании. Написано с большим уважением и любовью и к персоналиям, и к событиям.
Чувствуется открытая душа педагога и мудрость.
Спасибо за Ваш труд.

Nadezhda57
#6 | 27.10.2016 | 17:11 | 0
Читала Вашу работу и ловила себя на мысли, что как-то легко и тепло на душе, оттого улыбка не сходила с лица. Вы, как губка, впитали всё то ценное, душевное, тонкое и тёплое, что так щедро подарил Вам Ваш Учитель. Сколько мудрости, такта и теплоты вложено Вами в каждое слово, подкреплённое тихими осторожными педагогическими шагами. Удивительно тонкая по чувствам, педагогическому мастерству и прозорливости работа!
Не опуститься до морализаторства, менторского тона, а подняться до обнажённости чувств и мыслей способен только сильный человек, настоящий Учитель. Низкий Вам поклон за Мастерство!

putilova80
#5 | 26.10.2016 | 20:01 | 0
Наверное, такие эссе должны входить в хрестоматии по педагогике: очень теплая, искренняя история. Почему-то снова почувствовала себя школьницей. Спасибо за настроение!

Школьница
#4 | 26.10.2016 | 14:36 | 0
Наверное, самое главное в работе каждого учителя - именно найти путь к сердцу ребёнка.

Русалка
#2 | 22.10.2016 | 14:15 | 1
Галина Николаевна, получила огромное удовольствие от чтения Вашего эссе! Таким близким по духу оно мне оказалось, что сразу повеяло ностальгией и вспомнилось, как я 20-летней девочкой, имея за плечами всего 2 курса пединститута, пришла в большую школу работать учителем русского языка и литературы, как шла теми же дорогами, потому что тоже была воспитана советской школой, нравственным идеалам которой верна до сих пор, что бы сейчас о ней не говорили и как бы не ругали. От души благодарю и за воспоминания о своей учительнице русского языка и литературы, которая, к большой досаде моего отца, стала причиной того, что я не пошла по намеченному им для меня пути и не продолжила семейную династию, а ведь могла бы иметь хорошую: непыльную и главное - высокооплачиваемую - работу. Спасибо, что вернули меня в молодость, и хотя сейчас многое изменилось, а по не зависящим от нас обстоятельствам порой случаются отступления от правил, ранее казавшихся аксиомами, я не меняю ориентиры и верю: ОТСТУПЛЕНИЕ НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ПОРАЖЕНИЕ.

brestel
#3 | 22.10.2016 | 17:08 | 0
Татьяна Ивановна! Мне очень понравился ваш комментарий!

brestel
#1 | 22.10.2016 | 10:59 | 0
Читаю ваше эссе, Галина Николаевна, и улыбка не сходит с моего лица. Сначала от замечательного предложения: "Три дороги только в сказках." Всегда чувствую по первым предложениям, интересно ли будет дальше. В ожидании я не ошиблась, потому что дальше пошел добрый, светлый рассказ о любимом учителе, где вы не поскупились на чувства и на подробное объяснение значения слова "врач" в ущерб места для своего учительского пути. Это тоже подкупило, равно как и то, что вы обо всех коллегах, встреченных на вашем жизненном пути, отозвались с благодарностью. А вот то маленько пространство, которое вы оставили для себя, вы заполнили мощнейшей энергетикой мудрости и того, что называется замечательным словом  ВОСПИТАТЕЛЬ. Спасибо вам за ваше искреннее эссе.




Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)