НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Лилия Вильевна, материал интересен для обсуждения и на уроках, и на классных час...
Марина Юрьевна, я благодарю Вас за оценку материала!
Спасибо за серию презентаций к урокам математики, Ирина Николаевна. Нужная и пол...
Ирина Николаевна, спасибо большое за Ваш труд. Готовые презентации к урокам - бо...
Отличная презентация, то, что нужно для урока. Спасибо, Ирина Николаевна.
Спасибо, Ирина Николаевна. Забираю очередную Вашу работу, всё выполнено замечате...

Мой взгляд на воспитание

Воспитание


15.04.2017
(«Мы такие разные, этим и прекрасны мы…»).

Нет такой проблемы –
Воспитывать детей.
Есть только один вопрос:
Как жить всем вместе,
Взрослым и детям.
Л. Н. Толстой.


Совсем недавно человечество начало новую эру в своем развитии. Позади еще одно столетие – 20 век. 21 век… Каким он будет?

Потомки, может быть, добрее
Окажутся, чем их деды.
И будут край родной лелеять,
И их забота даст плоды.


В этих строках из стихотворения замечательной современной поэтессы А. Юрканской выражена надежда на то, что наше будущее – это прежде всего нравственно чуткие, духовно богатые патриоты своей Родины. Таких людей необходимо воспитать. Несомненно, ребенок – это плод семьи. И то, каким он будет, в большей степени зависит от родителей. Тем не менее, важную роль в воспитании подрастающего поколения общество отводит школе. Для меня школа - это семья, в которой и дети, и родители, и учителя строят свои отношения на принципах понимания, добра, уважения, доверия. Ведь конечная цель, к которой должны стремиться все члены этого большого коллектива – счастье ребенка.



Так что же такое воспитание? Мне, учителю - словеснику, очень близко высказывание Н. Е. Щурковой: «Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом - педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества». Как отметил М. Горький, прекрасная должность – «быть на Земле человеком». Эти слова писателя стали ключевыми в моей работе с детьми. Гуманность, толерантность, гражданское самосознание, неповторимость, умение жить в современном обществе (способность учиться, трудиться и отдыхать), интерес к будущей профессии – вот что важно для человека. Эти качества личности я хочу видеть в своих детях.

Я считаю, что развитие гуманной личности невозможно без богатого воображения и развитой эмоциональной сферы, которые развиваются в творческой деятельности, в частности, в эстетической. Она, в свою очередь, развивает эмоциональный мир ребенка. Ребенок с развитым чувством прекрасного склонен к благородству, чужд равнодушию, его способности расцветают в творчестве. Эстетическое развитие позволяет личности самой создавать прекрасное, чувствовать потребность творчества в деятельности.

Такой подход в воспитании мне помогает осуществить воспитательная система классного коллектива культурно-нравственной ориентации, над созданием которой я работаю шестой год.

Воспитательная система учащихся среднего звена – моих детей 5- 9Г классов «Озорные каблучки». Основная эстетическая деятельность – занятие бальными танцами. Все началось с того, что однажды в школьном конкурсе бальных танцев ребята 5Г класса среди параллели заняли 1 место в латиноамериканской программе и получили 1 место за исполнение вальса. Подготовка была очень долгой и требовала много усилий, терпения. Победа детей на конкурсе не оставила равнодушными никого. А ведь класс был не очень дружный, дети не посещали никаких кружков, учились неохотно, были закомплексованны, стеснялись выходить на сцену, были грубы по отношению друг к другу.

Как все до боли знакомо. И мне в детстве не хватало смелости, лишь в мечтах я кружилась в танце. Нет, мои девчонки и мальчишки преодолеют комплексы, потому что они для меня самые любимые.

Репетиции сдружили ребят. Я предложила детям и родителям на собрании при планировании воспитательной работы на следующий год организовать кружок бальных танцев в нашем классе. Все с радостью согласились. Ребята собирали информацию об истории развития танцев, разучивали новые эстрадные композиции. Сформировались танцевальные пары. Репетиции сдружили ребят. В седьмом классе к нам на помощь пришла студентка педагогического института Иванова Катя. Она профессионально занималась бальными танцами. Катя стала мне помощником, старшим другом детского коллектива, социальным партнером. Она помогала мне подбирать репертуар, советовала, какие костюмы сшить для выступления. Надо ли говорить, что при такой работе наш класс стал фаворитом бальных танцев в параллели (и не только)! Но не это главное. Из года в год мои ребятишки становились уверенными в себе, не возникало ссор, дети стали чаще проводить вместе свободное время. Мы организовывали интересные поездки, ходили в походы. Родители не оставались в стороне: помогали сшить костюмы, придумывали поощрения для детей, приходили на репетиции, на выступления, охотнее стали ходить на собрания. Дети стали добрее, отзывчивее. Мы стали настоящей семьей.

Не случайно говорят, что деятельность рождает деятельность, а личность рождает личность. Я увлекаюсь видеосъемкой. Мне нравится снимать на видео моих детей. Мы вместе с детьми и их родителями просматривали отснятый материал, учились создавать фильмы. Так видеосъемка и кинопроектирование стали нашим общим делом. Когда появилась школьная киностудия «Трек», учащиеся моего класса Поварницын Данил, Оспенников Павел, Кошкина Настя стали членами этого кружка. Таким образом, в классе были свои операторы. Они снимали многие мероприятия класса, репетиции, фрагменты уроков на видео. Так возникла идея создания видеоальбома класса, а потом и идея создания истории класса в фото. Эти материалы учащиеся сегодняшнего 10Б (классным руководителем которого я сейчас являюсь) планируют поместить на сайт школы. Дети моего класса два года подряд защищали честь школы в городском танцевальном конкурсе (Охотникова Юлия, Подольская Татьяна, Конькова Настя, Ходырева Дарья) и занимали 2 место. Конькова Настя не представляет свою жизнь без танцев, а ведь в пятом классе она и подозревала, что имеет такие способности.

Основной состав нынешнего классного коллектива тот же. Однако в класс пришли учащиеся из других классов, следовательно, у детей уже сформировались интересы, проявились способности. В воспитательной системе 10 Б класса учащиеся разделены на группы по интересам, каждый ребенок максимально может развить свои способности, стать увереннее в себе – стать успешным. Старшеклассникам эти качества очень необходимы, так как скоро им придется самостоятельно идти по дороге жизни. К каждому ученику я отношусь как к яркой неповторимости и эту мысль внушаю ему. Я полностью согласна с мнением В. А. Сухомлинского, который считал, что красной нитью всего школьного воспитания должно стать изумление человеком. Наша воспитательная система класса носит название «Звездные ребята», так как неповторимость и яркость личности сравнима с прекрасной яркой звездой на чистом небе. «Если звезды зажигаются, значит, это кому - нибудь нужно». А нужно это и детям, и родителям, и педагогам, и обществу в целом.

Воспитательная система класса основана на самоуправлении, что очень важно для юношеского возраста. Наш классный коллектив – звено в большой цепи органов самоуправления. Художественный совет - главный орган самоуправления класса культурно-нравственной воспитательной системы, в которой 5 ярких звездных планет. Это «Лицедеи» (театралы), «Озорные каблучки», «Олимпиец», «Оч.- умелые ручки», « Золотые голоса». Каждая микрогруппа имеет свой девиз, программу развития, деятельности, той основной деятельности, к которой « лежит душа». Кроме того, у каждого есть постоянные и временные поручения, связанные с проведением других дел класса, школы.

Таким образом, я рассматриваю самоуправление как важнейшее средство развития детей. «Самодеятельность, - по утверждению Т.Е. Конниковой, - очень острое оружие: деятельность, совершаемая по внутреннему убеждению, обязательно отражается в чертах личности». Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие. Такой ребенок обязательно найдет свое место в жизни, определится с будущей профессией, станет достойным гражданином страны, будет счастливым...

Итак, теперь я точно могу сказать, что в воспитательной деятельности педагог реализует свои личные ценности, свои детские мечты, оставаясь верным детству. А его дети, в свою очередь, обязательно осуществят свои мечты. Ведь у них есть классный руководитель - нравственный наставник и носитель культуры, проводник по стране знаний, старший товарищ.

«Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно». А зажечь их должны мы, взрослые: родители и, конечно же, учителя.

©
Кожевникова Елена Анатольевна
Кожевникова Елена Анатольевна
Портфолио
Разработки
Блог автора

Понравилось? Сохраните и поделитесь:
ссылки

585
1

belashov
#1 | 28.04.2017 | 22:26 | 0
Что вы понимаете под понятием воспитание? Читайте мою статью "Воспитание по Белашову".




Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)