НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Наталия Ивановна, спасибо за отличный материал.
Светлана Салиховна, мы долго ждали зимней сказочной погоды! Не удержалась, сдела...
Ирина Андреевна, благодарю за актуальный материал по формированию гражданственно...
Сейчас я могу и поделиться. Своим центрально-черноземным. Белым, пушистым, ярким...
Анна Дмитриевна, спасибо за внимание к ресурсу и добрые слова!

Как жила и развивалась сельская школа

Школа, как учреждение


22.10.2016
На территории современного Гайского района 40 населённых пунктов, входящих в 6 сельских и 2 поселковых советов. Среди них Халиловский поссовет с входящими в него посёлками: Халилово, Нововоронежский, Воскресенка, Гайнулино, Ижберда, Лылово, Малохалилово, Нарбулатово, Старохалилово, Узенбаево.

Названия посёлков говорят нам о том, что на территории Халиловского поссовета проживают русские, татары и башкиры. История этих народов уходит в XIX век. Именно в это время переселенцы из разных губерний России и Украины переселились в наш край и стали жить по соседству с башкирскими деревнями. Под влиянием интенсивной колонизации в пореформенный период происходили дальнейшие изменения в численности и социальной структуре населения, в экономической и духовной жизни края.



Страна вступила на качественно новый путь развития и нуждалась в грамотных образованных людях. В системе народного образования накопились проблемы, которые приобрели большую социальную значимость. Велик был процент неграмотных. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 года грамотных в губернии было 327 тысяч, что составляло 20,4 % . 2/3 были неграмотными. Больше всего безграмотных было среди крестьян и нерусских народов. Это объясняется различием экономического уровня, местом проживания, а также традициями народов.

Проблема образования решалась, в основном, на городском уровне. Расширялась сеть школ, в том числе и медресе для нерусского населения края. Хуже дело обстояло в деревнях. Жители башкирских деревень долгое время оставались безграмотными. Грамотным был только мулла, который читал молитвы на арабском языке. Мулла по желанию некоторых зажиточных башкир обучал их и их детей знаниям арабского языка и чтению корана. Такое положение дела в образовании нашего края оставалось до наступления советских времён.

В 1919-1930 годы активизировалась работа по ликвидации неграмотности. Сеть школ, профтехучилищ, культурно-просветительских учреждений начала постепенно расти, и с 1923 по 1927 годы возросла в 3.5 раза. Появились учебные заведения нового типа – школы крестьянской молодёжи. Развёртывалось народное образование среди татар, башкир, немцев и других национальностей.

В 1921 году в свете проводимой государственной политики, открылась первая советская школа и в башкирской деревне Малохалилово. Первой учительницей была Валеева Файза, которая обучала детей арабскому языку и давала знания начальной школы. Судьба этой учительницы трагична.

2 октября 1925 года в своём доме, в деревне Старохалилово, она была убита, как тогда говорили, врагами народа. Также тяжело ранили её сына Рагиба и мужа Муллаяна. Сын остался жив, а муж умер на следующий день.

С 1926-1928 г.г. в школе стал работать учителем Сулейманов Мухамедзян, который первым стал учить детей русскому языку.

С 1928-1930 г.г. учительница Зайнагабдинова Хадия организовала в школе пионерскую и комсомольскую организации.

После введения в Оренбуржье всеобщего обучении (1930 год), в 1931 году в здании бывшей мечети открылась школа колхозной молодёжи. Директором был Искандеров Файзи. Учителями работали Мерзабеков Ахмет, Утямишев Хамит, Салиев Абдейхай.

В 1931 году в Малохалилово построили новую школу. На её постройку государство выделили 74000 рублей (старыми деньгами). Директором средней (семилетней) школы был назначен Альметьев. Учителями работали Утямишев Хамит, Мерзабеков Ахмет, Альбеков Рустам Нагимович, Аминова Анвар, Сураков Сибагат.

В предвоенные годы в школе обучалось 120-130 учеников из семи близлежащих деревень: Старохалилово, Нарбулатово, Гайнулино, Янтюрино, Мустафино, Ишкинино, Чебоклы. При школе был интернат. Занятия начинались в 8.30 утра, а заканчивались в 7-8 часов вечера. Занимались в две смены, так как в небольшой школе было всего 6 учебных кабинетов. Несмотря на нехватку учебников, школьного оборудования, плохое питание небольшой коллектив учителей давал хорошие знания и достойное воспитание своим ученикам.

Началась война. Казалось, что нет ничего страшнее, и жизнь остановилась. Но нашлись люди, которые никогда не сдаются. И первыми среди них были учителя. Одиннадцать учителей-мужчин из самой большой на тот момент Малохалиловской школы ушли на фронт: Сураков Сибагат, Утямишев Хамит, Худайбердин Абдулла, Ильбактин Закир, Баширов Шакур, Мангушев Ахмат, Шарипов (имя забыто), Худайбердин Вали, Тазитдинов (имя забыто), АльбековРахим, Аминов Ибрагим.

Из них ушли и не вернулись Баширов, Мангушев, Худайбердин, Шарипов, Тазитдинов, Сураков.

В течение войны в деревню Малохалилово прибыло немало эвакуированных. Среди них был учитель Юрий Комарницкий из Белоруссии. Он стал преподавать немецкий язык и физкультуру. А вместо ушедшего на фронт Альбекова, который до войны был директором школы, стал приезжий Жданов Мирза.

Педагогический коллектив школы. работавший во время войны, состоял теперь, в основном, из женщин. Бибинур Сулейманова работала в начальных классах, русский язык и литературу вела Фахира Хабибуллина, историю и географию преподавала Найля Габдинова, родному языку обучала Ильбактина Марьям, а завучем была Гаффа Альбекова. Все эти женщины, проводившие на фронт мужей, держали у доски свой фронт. И когда Жданова забрали на войну, директором стала Хабибуллина Фахира.

Кроме уроков женщины-учителя вели общественную работу: проводили лекции, обучали жителей села гражданской обороне, санитарному делу.

Были ученики, которые из-за болезни и слабости не могли посещать школу, тогда учителя шли к ним домой, и учили их.
Был такой случай. Несколько дней ученица из Нарбулатово не ходила в школу. Учительница Найля Махмутовна Габдинова пошла её проведать. Когда она вошла в дом, то увидела, как её ученица кормит маленьких братьев мясом суслика. Потом выяснилось, что дома совершенно нечего есть, и старшая сестра вынуждена пропускать уроки, чтобы добыть еду для младших.

За всё военное время никто из учителей не был на выходных и в отпуске. Всегда и всем находилось какое-то дело. Находясь в школе, женщины-учительницы не чувствовали себя такими одинокими и беспомощными перед трудностями военного времени.

Время было трудное, но, несмотря на это, уровень успеваемости был высоким. Тетрадей и чернил не было. Писали, на чем придется, а чернила готовили так: ольховые шишки заготавливали с осени, затем кипятили и получались коричневые чернила.

Ремонт в школе делали учителя вместе с учениками. Многим, несмотря на огромное желание учиться, приходилось оставлять школу, чтобы помогать взрослым в работе, либо чтобы смотреть за младшими братьями и сестрами.
Часто учителя ходили по домам и собирали деньги в помощь фронту. Например, к 23 февраля 1943 года школа собрала триста рублей. Об этом свидетельствует запись в классном журнале военных лет.

Война принесла с собой не только трудности, голод и нищету, она ещё забрала на фронт вместе с взрослыми совсем молодых парней, прямо со школьной скамьи. Многие не вернулись. Не вернулись с фронта и мужья учителей –Бибинур Сулеймановой, Фахиры Хабибуллиной.

В 1941 году школа сделала первый выпуск 10-го класса. Выпустилось семь учеников: Уметбаев Жиган, Кадырбаев Гайзулла, Уметбаев Салигулла, Кутлямбетов Гиззат, Кутлямбетов Абдулгазиз, Юлашева Фатхия ( имя одного ученика забыто). Из них ушли на фронт четыре юноши, трое вернулись, а Кутлямбетов Абдулгазиз пропал без вести.

Десятилеткой школа пробыла всего три года. В 1942-1943 учебном году последний раз выпустился десятый класс. Выпускников было всего десять человек.

Пройдут годы. Наряду с восстановлением и развитием экономики будет развиваться и образование. Стране нужны были образованные люди. В Халиловском районе в каждой деревне, посёлке работали начальные школы, которые давали ученикам начальное образование. Все эти школы построены, примерно, в одно время – середина 30-х годов. Среди начальных школ (12) средних было немного, всего две - Малохалиловская и Никельрудская. По окончании начальных классов обучение учащихся продолжалось в этих школах.

Учить детей было доверено учителям, получившим педагогическое образование. Это были учителя, вышедшие из народа, посвятившие свою жизнь начальной школе. Даже трудно выбрать из тех «тогдашних» кого-то одного. В памяти сельчан не только имена первых учителей, но и их незабываемые дела. Вот, например, Ахметова (Мутоллапова) Хаят Абдулловна (учитель начальных классов д.Старохалилово) после окончания в 1955 году Жёлтинского татаро-башкирского педучилища вернулась в родное село и начала учительствовать. Ей, молодой, неопытной доверили не только обучение детей, но и заведование школой. Её педагогическая деятельность продолжалось до 2002 года. За 47 лет работы в школе Хаят Абдулловна обучила и воспитала большое количество мальчишек и девчонок, для которых она была как мама – и нос вытрет, и косу заплетёт, и поругает, и похвалит. Каждый ученик для неё был как родной ребёнок. Она хорошо знала семьи своих учеников, их возможности и проблемы. Была соучастная в жизни многих своих воспитанников. Не считаясь с личным временем, много занималась дополнительно. Выпускники Старохалиловской начальной школы отличались воспитанностью, хорошими знаниями, умением организовывать себя и других.

Ахметова Хаят Абдулловна человек очень ответственный и неравнодушный. Она всегда была в гуще общественных событий, ей неоднократно поручали ответственные дела - организовать художественную самодеятельность в сельском клубе к празднику, с агитировать всех на субботник по уборке территорий посёлка, помочь с учениками убрать с колхозных полей урожай. В молодые годы Хаят Абдулловна была на селе политагитатором, секретарём комсомольской организации, редактором газеты «Труд». С 1962 года неоднократно выбиралась депутатом местного совета. С 1964 по 1968 год являлась председателем общественного совета. Общественная деятельность помогла Хаят Абдулловне добиться от властей средств на строительство новой школы. В 1969 году школа была построена. Хаят Абдулловна оставалась бессменным её руководителем.

Со временем опытный учитель становится учителем учителей. 11 лет Ахметова Х.А была руководителем районного методического объединения учителей начальных классов. Многим молодым специалистам она помогла утвердиться в профессии, стать настоящими учителями . Среди них: Абсолямова Резида Гумаровна, Туюшев Насибулла Закирович, Кунакова Гулия Ильдаровна, Бердигулова Гульдар Рифовна, Ахметова Ралия Рафкатовна и другие.

По стопам матери пошли три дочери Хаят Абдуловны. Старшая дочь Резеда Гумаровна Абсалямова после окончания Орского пединститута (педфак) вернулась в родное село и стала работать под началом своей матери учителем начальных классов. Это ей, потом Хаят Абдуловна с уверенностью передаст заведование Старохалиловской начальной школы. Дочери Резеды Гумаровны Юлия и Гузель (внучки Хаят Абдуловны) окончили Уфимский педагогический университет по специальности учитель истории. Старшая дочь Юлия Аликовна закончила аспирантуру и в настоящее время работает младшим научным сотрудником в Башкирском научном центре истории и археологии. Изучает башкирский этнос.

Средняя дочь Хаят Абдуловны Рита Гумаровна по окончании Орского пединститута работает учителем английского языка в Нововоронежской школе. Младшая дочь Роза Гумаровна окончила Челябинский институт культуры, по специальности - библиотекарь.

С выходом на пенсию Ахметова Х.А не ушла из школы. Она продолжит учительствовать. Теперь уже под руководительством дочери Резеды Гумаровны. Хорошие знания родного языка, традиций и обычаев башкирского народа позволили Хаят Абдуловне вести уроки башкирского языка. Любовь к родному краю, своему народу приведёт Хаят Абдуловну к созданию в школе (1970 г) краеведческого уголка.

Ахметова Хаят Абдуловна за многолетнюю добросовестную работу награждена почётными грамотами района, области и министерства просвещения РСФСР. В 1984 году ей было присвоено звание «Отличник народного просвещения». Является ветераном педагогического труда.

МБОУ «Нововоронежская средняя общеобразовательная школа» построена в 1981 году. Она пришла на смену Малохалиловской школе, которая за 56 лет своей истории имела статус: начальной школы, средней, семилетней. С 1977 по 1981 год на базе школы действовал УПК. Директорами (согласно архивным данным) работали: Альметов Ф., Худайбердин В., Жданов М., Ильбактин З.С., Изигин А.М., Альбеков Р.Р., Сулейманова Ф.М. Учительский коллектив был небольшим, постоянным и, в основном, женским. О каждом учителе этой маленькой школы можно написать немало тёплых слов. Все они достойны уважения за свой многолетний добросовестный труд. За то, что не считались со своим личным временем, день и ночь пропадали в школе: учили детишек с разных деревень, воспитывали в духе советского времени, проводили различные культурные мероприятия среди сельчан. Преподавание велось на русском языке, но педколлектив сумел сохранить традиции и обычаи башкирского народа, прививал учащимся школы любовь к культурному наследию народов мира. Из стен Малохалиловской школы выходили грамотные образованные люди. Немало среди них тех, кто посвятил себя школе. Среди учителей есть те, кто работал и работает в начальных школах Гайского района и в Нововоронежской школе.

В народе говорят: «Научился сам, научи другого». Эту поговорку можно смело отнести к преемственности учительской профессии. Любовь к учителям, преданность выбранному долгу, привели выпускников Нововоронежской школы после окончания пединститута в стены родной школы. Сегодня учителями работают её бывшие выпускники : Болдина Г.Г.(Абдрахимова), Подлесский С.А., Подлесская А.В.(Филонова), Кадырбаева Л.Р.(Туюшева), ЖумагуловаА.Р.(Туюшева), Яльчибаева Э.О.

В течении одиннадцати лет с 2001 по 2012 годы директором школы была, также, бывшая выпускница школы Подлесская (Буряк) Ирина Викторовна.

Среди педагогов с первых дней основания школы работают – Аликберов Р.А., Аликберова Н.П.

Нововоронежская СОШ сегодня самая большая школа в районе. По – прежнему, в ней обучаются дети из ближайших деревень и посёлков. Каждое утро два школьных автобуса привозят учеников на занятия. Вместе с учителями приезжает часть учителей, живущих в соседних посёлках.

Нововоронежская средняя школа сегодня является опорной школой в районе. В ней сложился работоспособный, творческий, отвечающий современным требованиям, коллектив, в котором работает 30 педагогов. Его качественный состав достаточно высок. Средний возраст учителей – 46 лет, это говорит об опыте педколлектива школы. Асами педагогического мастерства, имеющими высшую категорию, являются 6 педагогов: Аликберова Н.П., (учитель истории и обществознания), Болдина Г.Г. (учитель русского языка и литературы), Кичигина Н.И. (учитель начальных классов), Подлесская И.В. (учитель математики), Подлесский С.А. (учитель физической культуры), Юлдашев А.К. (учитель биологии).

Ушедших на заслуженный отдых, ветеранов педагогического труда –
12: Абдрахимова М.Х., Абдрахимова А.Ф., Ильбактина Р.М., Нураева З.М., Кутлямбетова М.Х., Константинов Л.Н., Кутлямбетова З.З., Тазеева С,Х. , Турумтаева Р.К., Утямишева Л.Р., Шкуренко Е.Г., Юлдашева Е.П.

Школа гордится, что на её счету два учителя, удостоенных высокой награды «Заслуженный учитель РСФСР» - Шкуренко Елена Григорьевна и Константинова Вера Ивановна. Именно они в качестве директора и завуча Нововоронежской школы сумели заложить прочный фундамент школы, создали условия для развития личностно-ориентированного обучения. Школа всегда была одной из первых в районе, участвовала в конкурсах, побеждала, получала награды.
Хочется об этих учителях рассказать подробнее.

Елена Григорьевна Шкуренко – талантливый педагог и руководитель. Её педагогический стаж насчитывает более 40 лет.

Начала свой трудовой путь после окончания в 1958 году библиотечного училища в Тюменской области, а затем волею судьбы в 1960 году попала в Оренбургскую область на рудник Айдарбак. Работала заведующей библиотекой училища механизации сельского хозяйства и вела уроки рисования в Никельрудской средней школе. Попробовав себя в роли учителя, поняла, что школа её призвание. Заочно окончила потом физико-математический факультет Орского пединститута и перешла окончательно работать в школу.

Елену Григорьевну помнят как учителя Халиловской восьмилетней школы, а потом как завуча этой же школы. А Нововоронежская школа – детище Елены Григорьевны. Много было волнений, много вложено сил, когда в 1981 году в Гайском районе открылась новая двухэтажная современная сельская школа.

Только образованный человек может руководить современной школой. Именно таковым являлась Шкуренко Елена Григорьевна, заслуженный учитель школы Российской Федерации.

Елена Григорьевна была опытным руководителем, компетентным, эрудированным, творчески работающим педагогом. Деятельность школы была ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей учащихся. За годы работы в школе сложился высокопрофессиональный, творчески работающий педагогический коллектив. Научно продуманно и психологически обоснованно велся образовательный процесс. На высокий уровень была поставлена трудовая и профессиональная подготовка (круглогодично осуществлялась деятельность ученической производственной бригады, работающей на школьных полях, в школьном саду, пришкольном участке, совхозной ферме, собственной свиноферме) физическое воспитание. Ежегодно учащиеся школы являлись победителями районных и областных соревнований, успешно участвовали во всероссийских. На высоком уровне была художественная самодеятельность в которой участвовали как учащиеся, так и учителя школы. А вокальный ансамбль школы «Ночной Воронеж», под руководством талантливого педагога Аликберова Рашида Александровича занимал только призовые места в районных фестивалях и конкурсах в различных номинациях. Воспитательная система школы строилась на принципах гуманистической психологии и педагогики и была направлена на раскрытие личностного потенциала обучающихся. Елена Григорьевна внесла большой вклад в организацию и проведение методической работы в районе. Проводила областные и районные семинары различных категорий работников образования, делилась опытом работы по различным вопросам

Доверяли ей решать школьные дела и на высоком уровне – на Всероссийском съезде учителей.

Соратником Шкуренко Е.Г. в деле обучения и воспитания на протяжении многих лет была Константинова Вера Ивановна, завуч школы.

Вера Ивановна Константинова – талантливый учитель, всегда чувствовала современные перемены образования, умела найти эффективные методические решения в построении уроков. Заслуженный учитель имел свой стиль, свой педагогический почерк, свои неотъемлемые признаки обучения. Они проявлялись в гармонии урока, в формировании навыков самостоятельной работы учащихся, в использовании самоуправления. Особенно повезло в своё время тем ученикам, кто стремился развивать дар слова. Вера Ивановна им в этом была лучшим помощником, потому что сама обладала умением написать и прозу, и стихи.

Вера Ивановна – наставница молодых учителей, своих коллег. Постоянно делилась опытом, давала открытые уроки. Её богатая домашняя библиотека была доступна как учителям, так и ученикам.

16 лет Вера Ивановна была завучем Нововоронежской школы. И в эти годы авторитет школы был достаточно высок. Грамотный, знающий завуч Константинова В.И. привела в систему управление учебной работой, нашла эффективный стиль руководства и контроля, помогла реализовать творческий потенциал многим учителям.

Сегодня третья часть педколлектива Нововоронежской школы находится в руках учеников Шкуренко Елены Григорьевны и Константиновой Веры Ивановны, да и остальная часть коллектива следует традициям, заложенных основателями школы.

В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Нововоронежская средняя школа может вполне гордиться тем, что её ученики возвращаются работать в родную школу. А ещё гордится педагогическими династиями. Это династия Подлесских - Юлдашевых.

Каждая личность стремится добиться своей цели в этой жизни. И
эта цель ведет человека на всем его жизненном пути. Перед нами всегда встает вечный вопрос: делать жизнь с кого и как? Определяющими в выборе ответа всегда являются учителя.

Педагог – призвание высокое и благородное. Я уверена, что не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть, и не может быть иным. Такие преподаватели трудятся и в нашей школе. Отличников просвещения трое – Аликберова Н.П., Аликберов Р.А., Юлдашев А.К.

Также наши учителя отмечены и другими очень высокими наградами: Аликберова Н.П., Юлдашев А.К. – победители ПНО (приоритетный национальный проект «Образование»).

Жизнь сельской школы продолжается. Она идет в ногу со временем, преодолевая все трудности. Свидетельством этому служит президентский гранд, который школа получила по итогам Всероссийского конкурса.

©
Аликберова Наталья Петровна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:
ссылки

267
3
gilevasv19
#3 | 23.11.2016 | 20:28 | 0
Наталья Петровна, Вы молодец, что рассказали нам о истории вашей школы. Чувствуется атмосфера творчества, любовь к родному краю в стенах вашей школы. Успехов Вам!

GOR154
#2 | 05.11.2016 | 13:33 | 0
Только любящие и неравнодушные люди способны так писать! УДАЧИ!!

PElena
#1 | 31.10.2016 | 11:27 | 0
Наталья Петровна, большое спасибо за исторический экскурс! Замечательно, что школа имеет такую историю, и что до сих пор есть неравнодушные педагоги, которые эту историю собирают, сохраняют, рассказывают. Успехов Вам в конкурсе!




Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)