А как у них?
Великобритания. Выпускные экзамены проходят в виде тестов или эссе по 2-3 предметам - тем, которые нужны конкретному вузу. 8 лет назад ученикам дали право пересдавать их до тех пор, пока они не будут довольны итогом (до этого было, как у нас, - одна пересдача). Проведение экзамена контролируют 5 независимых экспертных органов. Заявление о желании обучаться в вузе ученик рассылает за год до выпуска. Для зачисления нужны итоговые баллы по трём профильным предметам. Но, чтобы выбрать лучших, вуз может установить испытание даже по предмету, которого нет в школьной программе.
Бразилия. С 1997 г. в этой стране проводят единый экзамен: тест, который проводят раз в год без права пересдачи (ежегодно организуется конкурс среди государственных и частных организаций на разработку материалов теста). Выпускник получает аттестат с оценкой по двухсотбалльной шкале по программе средней школы (т. е. в общем по всем предметам). Но этот тест лишь подводит итоги школьного обучения и практически не важен при поступлении в вуз. Приёмные комиссии учитывают их лишь при предварительном этапе приёма заявлений. Основной вступительный экзамен проводит вуз.
США. Школьник ещё за несколько месяцев до окончания школы отправляет в выбранный вуз своё «портфолио»: сведения о наградах, участии в общественной жизни, о хобби и т. п. Школьный аттестат редко принимают во внимание. Зато ещё во время обучения в школе можно пробовать сдавать национальный стандартизированный экзамен (сколько угодно раз): платный, проводится 7 раз в год. Экзамены двух уровней сложности: «простой», когда сдаются английский и математика, и «сложный» - английский, математика, чтение, естествознание. Его результаты отправляются напрямую в выбранный учеником вуз.
Швеция. Выпускник шведской школы по её окончании получает свидетельство об успеваемости с оценками по всем предметам – их в первую очередь и учитывают при поступлении. Кроме этого, можно сдать платный общенациональный тест - так называемый «тест способностей», который оценивает знания в общем. Его результаты действительны 5 лет. Его можно пересдавать без ограничений. Создан специальный госсайт с информацией о том, как учились выпускники текущего года. Этого теста для поступления недостаточно, вузы проводят и свои экзамены - в виде тестов, собеседований.
Япония. Для получения аттестата ученики сдают зачёты по общешкольным дисциплинам. Но для поступления в вуз нужно пройти независимое тестирование. Его проводят на базе госорганизации, созданной 20 лет назад, когда признали неэффективность школьных итоговых экзаменов. Кстати, многие вузы при приёме студентов и эти тесты не учитывают, опираясь только на вступительные экзамены. Их должны пройти все выпускники. Содержание этого тестирования учебное заведение определяет само. Но и это не всё: нужно пройти итоговое собеседование, где с абитуриентом обсуждается его вступительная работа.
Я считаю, что нам нужна немецкая система образования, когда ребенок на каждой ступени обучения проходит определенное тестирование, влияющее на программу дальнейшего обучения и не зависит от мнения родителей. Как известно, у нас много детей с различными отклонениями в учебе, но перевести ребенка на коррекционное обучение без согласия родителей нельзя. Если бы такая модель была внедрена в наши школы, то наверное к поступлению в ВУЗ подходили только самые способные дети и портфолио уже ничего не решал. А остальные получали бы среднее- специальное образование. Так и проблема нехватки рабочей силы бы решилась и доктора и инженеры были бы намного грамотнее.