40 лет назад появилась великая книга А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". По этому поводу в Доме русского зарубежья состоялся круглый стол. Его тема: "Архипелаг "ГУЛАГ": сорокалетний опыт прочтения". Очно-заочная форма меропрятия позволила высказаться всем желающим. Об опыте изучения этого произведения делились и учителя литературы, и доктора наук. Самым доброжелательным слушателем на этих чтениях была Наталья Дмитриевна Солженицына.
Материалы круглого стола готовятся к публикации. А как вы, коллеги, учителя литературы и истории, изучаете со своими детьми произведение, расширяющее историческую память читателя? Поделитесь принципами, идеями изучения этого "художественного исследования" из 7 частей.
Я думаю, что это произведение не для детей. Как и многие другие в школьной программе. Когда читаешь эти произведения, будучи взрослым человеком, все понимаешь по-другому.
"Архипелаг..." был и раньше рекомендованным произведением (в программе Курдюмовой) для ознакомления. Я более сильным классам всегда задавала прочитать хотя бы несколько глав. Потом - обмен мнениями. Честно говоря, полностью я так и не смогла сама прочитать всё: психологически не готова к этому. А вот "Один день Ивана Денисовича" изучаем. О Солженицыне рассказываю детям с дрожью в голосе: в 44м мой дедушка был арестован по доносу. Но лагерь не сломал его: он не озлобился, не ожесточился... Александром Исаевичем восхищаюсь. Детям на уроках говорю, что мы принадлежим к тому поколению, которое знало Солженицына и Лихачёва.
Да, сложное произведение... Но знать историю нашу мы должны не только из учебников истории (простите за повтор). Главу "Арест" мы читали в классе. А вот потом советую посмотреть 2-3 главы. О малолетках в лагере тоже читали... Но это страшные страницы!!! Самой очень тяжело читать...
Надеюсь до начальной школы не дойдет. А вот отрывок из "Война и мир" читаем. За 30 лет работы в школе впервые читаем отрывок из романа. Многие дети не понимают, а есть и задание: подготовить пересказ от имени Пети Ростова.