Иногда мы автоматически что-то говорим cвоим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми в семье фразами. Эти фразы передаются из поколения в поколение, слетают с языка легко и незаметно, и часто наносят серьезный ущерб формированию личности ребенка. Причем фраза на первый взгляд может выглядеть совершенно безобидной, но, тем не менее... ее лучше не повторять.
Вариантов фраз может быть много: почти ежедневно дети слышат от нас «отстань от меня», «не мешай», «я сейчас занят», «уйди, дай мне заняться своими делами» и так далее. В результате частого произнесения этих фраз у ребенка, по мнению психологов, формируется модель детско-родительских отношений, в которых его место – далеко не первое. В дальнейшем это неизбежно скажется на взаимоотношениях родителей и подросших детей. В самых сложных случаях фразы «уйди отсюда, не мешай» могут быть восприняты ребенком буквально: ребенок- помеха, им не дорожат, от него мечтают избавиться.
Что плохого может быть в этой распространенной поощрительной реплике "МОЛОДЕЦ"? Однако психологи утверждают, что при частом употреблении одной и той же фразы в качестве похвалы, она становится обезличенной, обесценивается. Ребенок начинает воспринимать ее как некий механический ответ, и на подсознательном уровне перестает придавать ему какое-либо значение. То есть механически сказанное «молодец» равняется в его восприятии полному отсутствию какой-либо похвалы. Так что даже хвалить ребенка лучше каждый раз по-разному, не используя одних и тех же выражений.
Полностью согласна. Поэтому не понимаю учителей, которые готовы хвалить любого ребёнка ежесекундно. Есть у нас такая "приторная" коллега. Но знаете, дети её очень любят.
Американским учителям, приступающим к работе с детьми, не только дают установку хвалить детей постоянно и при этом улыбаться им, но ещё и предоставляют подробный список из более чем ста слов и фраз, как именно стоит хватить детей. Делается это, наверное, на тот случай, если у учителей и других работников вдруг возникнут трудности со словарным запасом, и они не найдутся, какими именно словами поддержать, ободрить и похвалить ребёнка.
Ниже предлагаются некоторые из этих способов: Восхитительно! Хорошо делаешь! Это внушительно! Невероятно! Отлично! Превосходно! Прекрасной! Поразительно! Эффектно! Молодец! Хорошо придумано! Ты преуспеваешь! Потрясающе! Остроумно! Безупречная работа! То, что надо! Неплохо! Чудесно! Изумительно! Потрудился на совесть! Хорошо организовано! Это лучше, чем когда-либо! Хороший ответ! Ты это заслужил! Это воля божья! Оригинально! В следующий раз будет лучше! Видишь, какие у тебя способности! Трудящийся не будет постыжен! Ну, это событие! Я знала, что ты можешь это сделать! Хорошо получается! Сегодня намного лучше! Видишь, ты сам справился! Ты умеешь работать головой! Сразу видно, что ты хорошо подготовился! Ты выполняешь задание, просто играя! Ты на правильно пути! Это на высшем уровне! Здорово! С тебя можно брать пример! Какой прогресс! Это мне нравится! Необыкновенно! Блестяще! Этим можно гордиться! Замечательно! Красота! Нет слов, чтобы оценить твою работу! В этом есть своя «изюминка»! Ты настоящий мастер! Это гениально! Ты творчески подошел! У тебя светлая голова! На такое приятно смотреть! Очаровательно! Сразу видно, что ты умеешь думать! Разумный ответ! Стоящая работа! Это достойно похвалы! Твои родители могут гордиться тобой! Захватывающе! Чувствуется твоя проницательность! Считай, что ты преодолел новую высоту! Ты доказал, что хорошо мыслишь! Радуюсь, глядя на тебя! Вот таким будь каждый день! Сложная работа, но ты выполнил ее отлично! Ты обладаешь необыкновенной трудоспособностью! В тебе есть трудолюбие! Ты потрудился даже больше, чем требовалось! Превосходно выполнено! Замечательно придумано! Талант родился! Если хочешь – можешь! Просто чудесно! Великолепно! Это - победа! Это – настоящая находка! Мировой стандарт! Верно! Просто прелесть! Умница! Это просто удивительная работа! Так держать! Лучшего и желать нельзя! Ты на пути к успеху! Не работа, а загляденье! Сильно! Рожден летать! Это твое высшее достижение!
Психологи считают, что такая фраза, повторяемая изо дня в день, программирует ребенка на неудачу. Он заранее готов к тому, что у него не получится, но мама, учитель все за него сделает. К слову сказать, в определенном возрасте у ребенка начинается период «я сам», во время которого произнесение такой фразы даже может спровоцировать нешуточный конфликт!
Ирина Владимировна, в точку! В психологии есть раздел "сензитивные (или сенситивные) периоды в развитии личности". Это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования,. Служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Так, например, в возрасте от 3-х до 9-ти месяцев нужно включать классическую музыку. А центры музыки и математики лежат напротив друг друга в разных полушариях. Возбуждение центра музыки вызывает возбуждение матем. центра. Поэтому я на своих занятиях (во время проведения самостоятельных работ) включаю классическую музыку (люблю Гайдна, Генделя, Клода Дебюсси). В возрасте 1,5 лет ребенок манипулирует мелкими предметами: формируется понимание части и целого. В этом возрасте в первый раз уже нужно предоставлять геометрические фигуры. 3-4 года - сензитивный период движения. Нужно отдавать в спортивные и танцевальные кружки. И так далее. Все сензитивные периоды длятся от рождения до 6 лет. С 6-ти до 7-ми лет сензит. периодов нет. Это кризис. А мы в этот период отправляем ребенка в школу. Вот Вам и ножницы. А педагогам и родителям в этом случае достается эклектика.
Надо ребенку говорить: "Все дети как дети а ты у меня золото" . Но конечно за положительные поступки ребенка а то без причины хвалить эгоиста можно воспитать.
Часто мы навязываем детям свои стереотипы. В нашем понимании хорошая девочка – это …и дальше перечисляется куча всего, также и про мальчиков. Но, возможно, мальчики из-за того, что мы им говорим, чтобы они были сильными и мужественными потеряют романтичность, трогательность и просто будут бояться своих чувств, когда вырастут.А девочки наперекор нашим представлениям о розовых бантиках и аккуратности не будут вылезать из джинсов, ничего близкого к понятию “женственности” не будет принято, просто будет протест со стороны детей. Наверно, все-таки нельзя лишат детей радости быть собой.
Ирина Владимировна, согласна с Вами. Должна быть определенная "степень свободы" при формировании личности ребенка. Процессом развития личности нужно корректно управлять, а не ломать "под свой стереотип" (иногда иска - женный). На такое действие обязательно получим противодействие (третий закон Ньютона в психологии).