Одна из задач, которую необходимо решать при преподавании геометрии, это обеспечение наглядности, в частности, наглядности геометрических чертежей. Двумя современными способами обеспечения наглядности геометрических чертежей являются динамичность и интерактивность:
1. Динамические геометрические чертежи — это по своей сути геометрические модели, которые содержат в себе не просто изображение, а весь алгоритм, на основе которого это изображение строится. В результате чертёж может изменяться при изменении положения его элементов, а связи между элементами остаются при этом неизменными. Поэтому ученик имеет дело фактически не с одной геометрической фигурой, а с целым классом фигур. 2. Интерактивные геометрические чертежи — это чертежи, которые могут изменяться как учителем, так и учениками в процессе и после окончания построения. Это позволяет организовать взаимодействие между учеником и учителем через такой чертёж.
Существует большое количество так называемых интерактивных геометрических сред, которые позволяют создавать геометрические чертежи, являющиеся и интерактивными, и динамическими.
Первой интерактивной геометрической средой была программа Geometric Supposer, разработанная командой из Массачусетского технологического института под руководством Иуды Л. Шварца для компьютеров Apple II в начале восьмидесятых годов прошлого века. Затем развитие этой программы продолжилось в Израиле для Windows, продолжается ли сейчас, неизвестно.
Второй такой программой стала Cabri, разаработанная в 1986 году. Она до сих пор активно развивается и является одной из самых распространённых.
Третьей интерактивной геометрической средой стала The Geometer's Sketchpad, которую разработал Nick Jackiw в 1991 году. Тоже активно развивается и является самой популярной в США.
Обо всех геометрических средах рассказать невозможно — их много, многие из них мало распространены, да и не обо всех я знаю. Упомяну ещё о GeoGebra, GEONExT, Cinderella, TracenPoche. Существует и российская разработка - 1С: Математический конструктор. По своим характеристикам, кстати, она ничуть не хуже других. Правда, на мой взгляд, и не лучше. Того же класса.
Разработку Геогебры начал в 2001 году Markus Hohenwarter в Зальцбургском университете и сейчас продолжает Michael Borcherds в Университете Иоганна Кеплера в Линце.
GEONExT разработал Alfred Wassermann в Байротском университете на основе программы GEONET, прототип которой был создан в 1997 году.
Программу Cinderella написали Ulrich Kortenkamp и Jürgen Richter-Gebert в 1998 году.
TracenPoche написали Jean-Philippe Vanroyen и Emmanuel Ostenne, в каком году, установить не удалось.
Большинство ИГС написаны на Яве или имеют написанный на Яве просмотрщик. Это позволяет работать с такими чертежами в любом современном браузере, что обеспечивает практически всеплатформенность. Однако аплеты имеют некоторые недостатки, не будем о них здесь говорить подробно, они хорошо известны. Это во-первых. Во-вторых, у каждой такой программы свой формат файла чертежа. Это приводит к даже не к дублированию, а к многократному повторению одной и той же работы. Поэтому разработки интерактивных геометрических сред продолжаются.
И ещё одна разработка, безусловно заслуживающая упоминания. Это JSXGraph — написанная на JavaScript библиотека для отображения геометрических чертежей в веб-браузере. Она предоставляет API, используемый в скриптах, импортирующих файлы геометрических чертежей на страницу. JSXGraph, как и GEONExT, разработана в Байротском университете. Собственно, JSXGraph как раз в первую очередь и предназначена для отображения чертежей, созданных в GEONExT. Поэтому этот фотмат практически полностью поддерживается. Кроме того, поддерживаются форматы GeoGebra, Cinderella, TracenPoche и Intergeo. Intergeo – это общеевропейский проект, цель которого заключается в разработке универсального форамата файла геометрического чертежа. Таким образом получается, что эта библиотека практически всеплатформенная во всех смыслах этого слова.
Тот же самый API может быть использован для построения чертежей с нуля или для изменения загруженных готовых чертежей, то есть для создания полноценной интерактивной геометрической среды в любом современном браузере.
Я считаю, что наиболее подходящая для школы интерактивная геометрия - это GeoGebra. Вот так она выглядит: Дальше будет рассказ об этой программе.
|