Актуальность ФГОС второго поколения определяет одним из приоритетных вопросов - сохранение и укрепление здоровья детей. За последние годы доля детей в начальной школе с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%. 40 % детей Самарской области имеют те или иные заболевания, из них 9500 - дети-инвалиды. На территории нашего поселения Воротнее находится Сергиевский пансионат для детей инвалидов, где проживают 150 детей-инвалидов с умственной отсталостью, из них 101 ребенок с 01.09.2016 года зачислен в ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее и обучаются, как на дому, так и в школе. . Проблема. Ряд выявленных причин и вышеуказанных фактов обострили актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся с ОВЗ в начальной школе. Новизна Для решения этой актуальной проблемы перед собой я поставила цель - создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся с ОВЗ (физического, психологического, нравственного). Свою педагогическую деятельность выстраиваю по следующим направлениям: - использование современных образовательных программ, методик и технологий; - создание морально – психологического климата; - использование рационального режима дня, труда и отдыха; - создание санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса. Методы работы: педагогические, психологические, медицинские. Технологии: технологии развивающего обучения; технологии уровневой дифференциации обучения; педагогика сотрудничества; технология раскрепощённого развития детей. Основные формы работы: конкурсы, соревнования, заочные путешествия, праздники, игры, игровые программы и т.д. Планируемые результаты: снижение случаев простудных заболеваний; повышение уровня физического и психологического здоровья учащихся, повышение уровня адаптированности к учебному процессу. Где и как используются здоровьесберегающие технологии Технология развивающего обучения (ТРО) В своей работе использую интегрировано: • «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва. • Программы кружков внеурочной деятельности: «Калейдоскоп замечательных игр», «Здоровейка», «Школа общения». • СИПРы на каждого обучающего. Технология уровневой дифференциации обучения На всех занятиях использую дифференцированный подход (работа в группах, парах, индивидуальная работа по карточкам, письмо по обводке и образцу и т.д.), на коррекционных занятиях (уроки смены деятельности в спортивном зале, упражнения с пиктограммами, работа с конструктором). Технология раскрепощённого развития детей Перед занятиями ежедневно провожу первый компонент «Утреннего сбора» – Приветствие, сидя на ковре. Рационально распределяю время на каждом этапе занятия. Для повышения работоспособности детей провожу физкультминутки, включая физические и танцевальные упражнения, игры, хоровое пение, самомассаж под музыку. Также в состав упражнений для физкультминуток включаю: - упражнения по формированию осанки, укреплению зрения (тренажёр Базарного), мышц рук и позвоночника; - упражнения с маленькими человечками; - пальчиковую гимнастику (флажок, шарик, птичка, птенчики в гнезде и т.д.); - упражнения для ног на ковре (велосипед, мельница, барабанщик и т.д.); - кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (кулак-ребро-ладонь, колечко и т.д.); - релаксационные упражнения для мимики лица (собака, любопытный и т.д.); - психогимнастику (холодно-жарко, весёлая пчелка и т.д.). Педагогика сотрудничества Ежегодно совместно с детьми, с помощью администрации поселения Воротнее, администрации Сергиевского пансионата для детей инвалидов на территории школы проходят «Дни Здоровья», акции «Дети-детям», спортивно-массовые соревнования «Движение – это жизнь». Несколько лет подряд под моим руководством, совместно с руководителем кружка «Православная культура» и учащимися моих классов, были организованы в Сергиевский пансионат выездные представления «Рождество», «Праздник пасхи в детском доме» с коллективными играми и чаепитием. Реальный результат деятельности По результатам листка здоровья в классном журнале и результатам ПМПК видно, что уровень физического здоровья учащихся с ОВЗ на начало 2017-18 уч. года сохранён. Уменьшаются случаи простудных заболеваний с 5 до 4. Наблюдается положительная динамика в улучшении психологического здоровья учащихся, снижается уровень агрессивности и тревожности. Вывод: наблюдается повышение всех уровней здоровья учащихся, дети приобщаются к здоровому образу жизни и успешно адаптируются в образовательном пространстве.
Я так поняла, что это - часть обобщения опыта? "где проживают 150 детей-инвалидов с умственной отсталостью," А разве термин "УО" не заменен на "снижение интеллекта"?
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна. Нет, вы ошибаетесь. Мною представлен опыт работы не для детей-инвалидов с УО, а для детей с ОВЗ, обучающихся по АОП НОО.