Существует известное правило: можно критиковать поступки ученика, но нельзя критиковать его самого. Поскольку в противном случае мы наносим ребёнку психологическую травму.
Ну никак я не могу понять это правило. Думается мне, что критикуя поступок ребёнка, я УЖЕ критикую его, ведь поступок кем совершён?
Например: ученик не выполнил домашнее задание. Варианты критики: 1. Ты плохой, ты не выучил уроки. (критика ребёнка) 2. Ты хороший, но поступил неправильно. (критика поступка) Во втором случае возникает противоречие: как может хороший ребёнок поступать плохо? И напрашивается вывод о том, что ребёнок всё-таки плохой.
Если вдаваться в подробности, то на языке психологии: сегодня ты не выучил урок - плохой. а завтра выучил, хороший? Но человек с рождения - "хороший" и, наверное, правильно, что он совершает плохой поступок, не выучив урок.... А людям свойственно ошибаться, и надо это уметь прощать... Но с другой стороны, кто будет судить плохой это поступок или хороший?....
Не ты сегодня поступил плохо, а твой поступок плохой. Но вся беда в том, что некоторым детям такие слова можно говорить 5 раз в день: они ни к одному уроку не готовы и никогда (наверное) не будут готовы.
Следовательно, не нужно много раз одно и тоже говорить, прислушиваться не будут. Каждый раз что-то другое подбирать надо. Но очень действует похвала нерадивому ученику, если он выполнит работу.
Критика бывает справедливая и нет, грамотная и обычная (ксожалению - неграмотная). Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний. Критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная... Какая вас больше воодушевляет? Критику используют, когда не получается по-хорошему, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, общий негативизм, негативные. А когда не сердимся, а больше любим - находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без собственно критики. Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют? лучше не становится. Если можно обойтись без критики, лучше без нее обойтись, от нее удержаться. А если уж критиковать, то критиковать только грамотно: справедливо, доброжелательно и конкретно.
Я обычно ученика критикую воодушевленно, а говорю так: "Как же я сегодня расстроена, огорчена, что ты не выполнил задание,но завтра ты меня порадуешь!" "Сегодня ты не постарался, как вчера", "Рисунок прошлой темы был интереснее, чем сегодня, но я думаю, что ты этот рисунок доработаешь" ну или что-то такое. А если его критиковать, то это можно сказать так: "Ты лентяй и не выполняешь мои задания, поэтому, я тебе за четверть не поставлю тройку". По-моему, звучит по-разному. Конечно, резко критиковать легко, труднее подумать, как подбодрить человека.
Маргарита, очень хороший пример Вы привели. Но бывают детки, которым сказать нечего о хорошем предыдущем его задании, поскольку таких просто нет. Таких безответственных детей ОЧЕНЬ мало, но они есть.
Мы критикуем, критикуютнас. Важно, чтобы и в первом, и во втором случае наше поведение было достойным и конструктивным. Стоит подумать еще и вот о чем: как щедро и с удовольствием мы раздаем замечания и указания, и как скупы мы бываем на похвалу и одобрение.
Думаю, что опять -таки наше восприятие слов и детское восприятие различны. Если для нас критика ребёнка и критика его поступков одно и тоже, то для него разные вещи.
Вполне возможно. Но я думаю, что как раз ученик не может делать различий между этими видами критики. Это у нас большой жизненный опыт и умение убедить себя в том, что белое - это чёрное и наоборот.