Более десяти лет назад в учебных планах всех школ Краснодарского края (с 1-го по 11-й класс) появился новый предмет – кубановедение. Немного было непривычным название. Курс был рассчитан на 34 часа. Отметки выставлялись по четвертям, в аттестат тоже выставлялись, только в перечень предметов по выбору в выпускных классах предмет не включался. (Да и сейчас эти же требования остались прежними). Сначала вели предмет блочно несколько учителей: учитель истории выдавал часы по истории края, учитель географии – соответственно географическую составляющую и т.д. Так были составлены программы. Много лет назад, когда все это начиналось, я вела свой, географический блок, длиною в 3-ю четверть. Помню наши первые с детьми проекты, рисованные контурные карты, подборки вырезок из газет, подробные планы (всё только нарабатывалось). Потом со временем многое изменилось в преподавании предмета. Сейчас кубановедение имеет свой УМК: созданы учебники, рабочие тетради, дополнительная литература, хрестоматии. Проводятся семинары, курсы, олимпиады для учащихся, профессиональные конкурсы для учителей. Преподают предмет учителя кубановедения, которые проходят курсы. По моим наблюдениям, это в большинстве своем учителя истории. В каждом районе также есть тьютор по этому предмету. Ежегодно в крае проводится конкурс на лучший кабинет кубановедения. На конкурсе «Учитель года Кубани» есть специальная номинация для учителей этого предмета. В сентябре мы с ребятами участвовали в конкурсе «Эврика. ЮНИОР», и я обратила внимание, что «краеведение» и «кубановедение» - это разные номинации.
В этом учебном году мне предложили вести часы кубановедения в 5-х и 8-х классах. Сначала сомневалась, а потом согласилась. Увидела, столько уже много наработано материалов по этому предмету. Можно создавать свои презентации, а можно воспользоваться ресурсами коллег, которые охотно делятся своими наработками. Есть такие работы и на нашем сайте, в разделе «Краеведение». Спасибо и моей коллеге по СУПу Валентине Федоровне Мухортовой из Армавира, которая помогла мне с составлением рабочей программы.
Интересно, какие учебные предметы, связанные с изучением своего региона, есть в других регионах нашей страны? Какие они имеют названия? Выставляются ли за эти курсы отметки?
У нас есть "Белгородоведение". Мы в начальных классах ведем этот курс во внеурочной деятельности. А старшие - интегрируют темы в курсы географии, биологии, литературы. У нас есть программа и рабочая тетрадь. Кстати, я там числюсь в разработчиках.
Мы рады, что у нас пока до этого не дошли, но подумываем (и не без оснований) что скоро будем как и Вы, вести "Белгородоведение" отдельным предметом. А зачем еще и интеграция? Те классы, которые ведут внеурочку, не интегрировали.
10% интеграции так и оставили. Хотя разрешили при этом не использовать запись "Кубан. и далее - тема интеграции". А раньше записывали и тему урока, и тему интеграции.
При этом я вела Фея, только, как урок этот предмет одна 2 года назад в городе. Фея, рецензию мне написала на урок заместитель управления образования, но анкету, так директор не подписала. На конкурсе материал приняли, но потребовали анкету, без неё не возможно участие. Спасибо вам за помощь.
Наталья Леонидовна, да, условия конкурса, тем более федерального уровня, надо соблюдать. Очень приятно, что урок приняли, не зря Вы все лето занимались этим материалом. На каком же основании директор не подписала анкету? Ведь на ее адрес пришло приглашение Вас на конкурс?
Фея, просто не подписали, ничего не говоря, зам, который рецензию писал был в отпуске, второму отдала письменный вариант, потом затребовали электронный, а потом тишина. Время протянули до сроков конкурса и все. К сожалению вакансий нет в других школах, вот и мучаюсь. Фея, вам спасибо за помощь. Главное на конкурсе приняли работу, единственным недочетом было отсутствие анкеты, а без неё нельзя участвовать.
Да, на конкурсе "Мой лучший урок" нет заочного этапа. Может,кто подскажет заочные конкурсы разработок. А еще лучше отправьте его в журнал для публикации.
Самый главный предмет на Кубани. Но с учителей спрашивают почему-то за ЕГЭ. А когда по Кубановедению ЕГЭ ведут обязательным? А интеграцию я благополучно гнорил. Есть отдельный предмет, зачем дублировать. И без того история идёт галопом по Европам.
И у нас есть краеведение. Думаю, что это замечательно, если ученики будут изучать и знать всё о своём крае. Другой вопрос о том, как всё это организовано?
У нас до этого года в начальных классах был предмет "История и культура народов Марий Эл"(сокращённо мы называем ИКН), который тоже оценивался, есть по нему учебники. В этом году при переходе на пятидневку из-за сокращения часов ведём его внеурочкой, без оценивания.
В нашей школе кубановедение только в факультативной форме. А в 2011 году подрабатывал в ПУ, так там преподавал предмет в полном объеме часов во всех группах с оценками. Не знаю, как обстоят дела сегодня. Но предмет необходим во всех регионах. Дети должны знать все о своем крае, области или республике.
Любовь Михайловна, у нас ведутся предметы "Экология Вологодской области", (соответственно география, история, литература). Каждый курс по 17 часов, оценки тоже ставятся.
Любовь Михайловна! Спасибо Вам за внимание. Отметили в блоге мою помощь и упомянули фамилию. Благодарный и щедрый Вы человек. А с рождением внука поздравляю. Это такое счастье!
Любовь Михайловна, благодарю Вас за рассказ об изучении родного края! У нас в школе ведется интегрированный курс "История и культура марийского народа и марийский язык"!!! Как важно знать свою историю!!!
Да, Вы правы, Валентина Николаевна, знать историю своего края, своих предков нужно, и это важно. По кубановедению проводятся олимпиады на муниципальном, зональном и краевом уровнях для учащихся 8-11 классов. Только что завершился зональный этап. А для ребят 1-7 классов обычно в апреле проходит викторина. В младших классах интерес к изучению предмета высокий, а в старшем звене он падает, наверное, потому, что экзамена по этому предмету нет, а все усилия старшеклассники отдают тем наукам, по которым им проходить аттестацию.
У нас В Архангельской области уже много лет в начальных классах изучается курс "Морянка". Он интегрируется в другие предметы. Есть хрестоматия, рабочие тетради, методические пособия. Курс интересен и нравится ребятам, а нам не хватает времени. Любовь Михайловна, с рождением внука Вас! Будьте здоровы!
Татьяна Михайловна, Вы правы, это обязательно! Если раньше, когда только вводили предмет, пользовались подручным материалом, то сейчас огромное количество хрестоматий, дополнительной литературы, ну, и соответственно, полный УМК!