Многие из нас любят проводить нетрадиционные уроки для своих учеников. Вообще же урок является формой передачи знаний от учителя к детям. И чем интереснее будет проведена эта "форма", тем большую отдачу получит учитель, и это факт. Любое занятие, выстроенное в схеме нетрадиционных уроков, расширяет кругозор учащихся. Они видят гораздо большее количество наглядного материала, чем на уроках, которые проводятся по стандартной программе.
Часто изучение химии на уроках, выстроенных в форме эксперимента, ведёт к дополнительной заинтересованности учеником предметом с названием «Основы информатики». Казалось бы, что прямой связи нет. Но, если педагог проводил свой урок с использованием слайд-шоу и снабдил этот показ интересными спецэффектами, то ученики начинают интересоваться алгоритмом программы, используемой для этого интересного урока. Дети крайне быстро воспринимают всё новое, если оно преподнесено в форме игры, или хоть чем-то шире обычных школьных рамок. В итоге может получиться интересный синтез новых технологий и школьной программы. К тому же вот вам и поле деятельности для интегрированного урока. Так наиболее распространенные формы нетрадиционных уроков следующие: -Изучение предмета с помощью интернета. -Уроки – проекты. -Уроки с использованием видеоряда. -Уроки – экскурсии. -Уроки спектакли и праздники. -Уроки интервью и эссе. Наиболее распространённая форма нетрадиционных уроков – интеграция нескольких форм проведения занятий. Учителя имеют большие возможности импровизировать, а ученикам легче воспринимать сложный материал. Собственно, именно для более лёгкого восприятия любого материала и проводятся уроки в нетрадиционной форме.
Любое занятие, выстроенное в схеме нетрадиционных уроков, расширяет кругозор учащихся.
Кругозор учащихся развивает и традиционная знаниевая форма, да еще и как. Цель любого нетрадиционного занятия - это более эффективное управление развитием познавательных способностей, коммуникативно-регулятивных компетенций. Глубоким заблуждением является использование нетрадиционных форм ради "завлекаловки". Это разновидность внешней мотивации, тогда как для развития необходимо наличие глубоких внутренних мотивов: " я хочу, потому что...", "мне необходимо это знать, так как...". Мы прекрасно помним из общей психологии, что когда мотивы и цели не совпадают, то результата не будет "как вы не садитесь...". Не поможет никакая форма. Поэтому каждая форма должна быть привязана к возрасту, для которого она будет играть доминирующую роль (детство - игра). И только тогда она (эта форма) будет личностно значима для ребенка, будет пережита и потом присвоена, как способ деятельности.
Я благодарю Вас, Светлана Викторовна, за комментарий к блогу. Считаю, что он достаточно глубок и мотивирован. И так же как и Вы (надеюсь, я не ошибся) разделяю Ваше предвзятое отношение к новомодным, неоправданно внедряемым нетрадиционным урокам. Я вовсе не против нового, но все должно быть в меру.
Николай Иванович, Вы абсолютно правильно меня поняли. Просто сегодня кинулись оголтело в инновации "Без глубокого их осмысления и проработки". Инновации уважаю, некоторые, но хорошим традициям остаюсь верна.
Такие уроки,несомненно, проводить нужно. Но, на мой взгляд, не так часто, особенно в начальных классах. Такие уроки хороши в завершении темы, при подведении итогов.
У меня всегда удаются уроки-ролевые игры. Ученики любят играть роли директоров крупных предприятий, инженеров, мастеров участков, экономистов, Гринписовцев... Но для того, чтобы роль эту сыграть, нужно много о предприятии, его истории, технологии производства, экономических связях, социальной сфере узнать. Так что "попотеть" приходится. Зато, на урок даже "при галстуках", в начищенных туфлях и с причёсками приходят!
Начну работать с уроками интеллектуальными играми. Может хоть таким образом заставлю детей готовиться к урокам. Есть у меня один проблемный класс из 17-ти