Заметила, что многие любят притчи. Я тоже люблю, ведь они имеют определенный смысл, чему-то учат. Еще мне очень нравятся стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Они тоже несут огромный смысл.
Стихотворение в прозе - литературная форма, в которой прозаический (не осложненный, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развертывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии.
Предлагаю поразмыслить над одним из них.
Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах. Все добродетели были им позваны в гости. Одни добродетели... мужчин он не приглашал... одних только дам. Собралось их очень много - великих и малых. Малые добродетели были приятнее и любезнее великих; но все казались довольными и вежливо разговаривали между собою, как приличествует близким родственникам и знакомым.
Но вот Верховное Существо заметило двух прекрасных дам, которые, казалось, вовсе не были знакомы друг с дружкой. Хозяин взял за руку одну из этих дам и подвел ее к другой. "Благодетельность!" - сказал он, указав на первую. "Благодарность!" - прибавил он, указав на вторую. Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор как свет стоял - а стоял он давно, - они встречались в первый раз!
Я знаю, что некоторые коллеги не любят прямых вопросов в конце блога. Но здесь без них не обойтись. Кто такое Верховное Существо? Почему приглашены только дамы? Что значит добродетель великая и малая? Почему малые были любезнее? Почему все равны? Почему благодетельность и благодарность никогда не встречались в жизни? Можете предложить свою интерпретацию. Жду ваших версий.
Маленькая подсказка. Все связано со словом добродетель. Добродетель - философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Наименование «Верховное Существо» (у Тургенева оба слова написаны с большой буквы) дано автором, очевидно, из-за опасений вмешательства цензуры. Во французском переводе 1882 года, сделанном самим Тургеневым с помощью Полины Виардо, заглавие: «Le bon Dieu» («Господь бог»). Благодетельнось- оказание помощи молча (сродни тимуровцам А. Гайдара). Как в пословице "Сделай добро и брось его в воду"
Греки различали четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность
Апостол Павел пополнил ряд добродетелей теологическими (богословскими) добродетелями веры, надежды и любви
Бенджамин Франклин всвоей автобиографии систематизировал «тринадцать добродетелей»: 1. Воздержание — Естьне до пресыщения, пить не до опьянения. 2. Молчание — Говоритьтолько то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров. 3. Порядок — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятияиметь свое время. 4. Решительность — Решатьсявыполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено. 5. Бережливость —Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать. 6. Трудолюбие — Нетерять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий. 7. Искренность —Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила. 8. Справедливость —Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей. 9. Умеренность —Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей. 10.Чистота — Недопускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище. 11.Спокойствие — Неволноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев. 12.Целомудрие — Похоти предавайсяредко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще. 13.Скромность — Подражать Иисусу иСократу.
А ведь еще кротость, простота и две дамы из притчи. Повторюсь, у каждого свой список добродетелей.
Видим, что добродетели в большинстве своем представлены существительными женского рода, обозначающими, естественно, женское свое начало.
Все добродетели наподобие некоей духовной цепи одна от другой зависят, одна влечет другую. Так как одна приобретенная добродетель вызывает другую, подобную ей, и помогает ей с меньшими трудностями установиться в сердце, то и сердце приготовляется к этому. Приобретение навыка упражнения в одной добродетели растит и крепит все другие добродетели, ибо они все суть лучи, исходящие от одного и того же божественного света.
Не следует браться вдруг за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над приобретением которой будешь трудиться, а затем – другую. При таком образе действий всякий добродетельный навык прочнее укоренится в душе. Когда упражняешься непрестанно преимущественно в одной добродетели, подмечает старец Никодим Святогорец, то и память будет занята почти ею одною, и ум, будучи прикован мыслию об ней, скорее найдет случаи и способы к совершению ее, и воля охотнее прилепится к этому. Все это очень способствует приобретению этой одной добродетели; и всего этого может не произойти, если сразу возьмешься за все. (Это из православной энциклопедии) Естественно, все мы стремимся к добродетели. Но вполне понятно, что мы не сможем сразу весь мир одарить своею добродетелью. Потому начинать следует с добродетелей малых - делать добрые дела малозаметные, но радующие и поддерживающие своих окружающих. Добродетели тоже учиться надо! и начинать с малых! А еще труднее быть благодарным и не скрывать этого. Порой люди воспринимают как должное . сыплющиеся на них добродетели, считая это малой платой за их величие, ничем кстати, зачастую и не подкрепленное. Добродетель не требует наград.
А благодарность воздается не всегда по заслугам, поскольку не всегда умеют выражать ее люди просто и искренне, принимает благодарность иногда весьма извращенные формы в проявлениях людей, не умеющих быть благодарными. Вот и встречаются они с добродетелью редко.
Неправильно выразилась, БЛАГОДЕТЕЛЬНОСТЬЮ - по притче. Хотя любая добродетель лишена стяжательства, если она действительно добродетель, а не натянутая по случаю маска.
Спасибо за мудрые комментарии! Я отвечу только на один вопрос: почему благодетельность и благодарность никогда не встречались в жизни? Если что-то делаешь хорошее и ждешь благодарности, то это не благодетель, а корысть.
Добродетель не требует наград. И не ждет. И не нуждается. Такова ее природа.
А теперь о другом моменте притчи:
Нам преподавательница в институте приводила в пример "Сказку о Царе Салтане, его Сыне и пр..." . - "О чем она? Интерпретируйте сюжет с точки зрения добродетелей..." Мы, юные, наивные не могли ответить, хоть вариантов было множество. А она сказала: "Я специально откладывала этот разговор на прощание, чтобы лучше запомнился"
Как историк отвечу, что культ Верховного Существа был введен во Франции. 7 мая 1794 г. монтаньярский Национальный конвент принял декларацию, согласно которой «французский народ признаёт существование Верховного Существа и бессмертие души». Далее в декларации говорилось: «Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных, оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла».8 июня 1794 г. в Париже был организован публичный торжественный праздник Верховного Существа, где от его лица выступил Робеспьер. Тем самым фактически вводилась государственная религия в нарушение идеалов Революции и не допускалась свобода совести, что усилило недовольство Робеспьером в обществе.После Девятого термидора культ Верховного Существа, ассоциировавшийся с личностью Робеспьера, быстро сошёл на нет.