Было это давно, но не очень. В одном городке жил учитель. Учил он детей так, как и теперь еще иногда учат. Большую часть урока безуспешно пытал у доски нескольких учеников. В оставшееся до звонка время сбивчиво пытался объяснить новый материал. И, безнадежно махнув рукой вслед убежавшему на перемену классу, забирал домой ворох растрепанных тетрадей. "Хватит!" - сказал себе однажды учитель...
Через рару месяцев по школе поползли слухи о том, что творится на уроках истории в 7 а. Завуч решила самолично убедиться во всем и пришла на урок. Вот что она увидела.
Звонок. Учитель почему-то спокойно садится за заднюю парту, а его место уверенно занимает один из учеников, который рассаживает остальных попарно. Завуч готова была вмешаться, когда весь класс встал и начал пересаживаться (драгоценное время Урока!), но уже через несколько минут установилась - нет, не тишина, а какое-то мерное гудение. Оказалось, что в каждой паре учеников один тихо рассказывает другому домашнее заданиее, а другой слушает, поправляет и наконец выставляет оценку в классной тетради.
Через несколько минут "проговор" окончился. Тот же ученик у доски проводит обсуждение изучаемой темы по заранее подготовленным вопросам. Добрую четверть часа в классе раздаются взволнованные монологи и диалоги. И вдруг воцаряется полная тишина. "То гудели, как в улье, то спорили, как будто от этого зависит вся их последующая жизнь, - подумала завуч, - а сейчас что делают? Контрольную? Но где же вопросы к ней?" Неслышно подойдя к одному из учеников, она увидела, что тот старательно рисует в классной тетради какие-то значки и линии, в которых, довольно легко угадывались реформы Петра 1. Закончив рисовать конспект-схему изученной темы, каждый ученик выставил себе самооценку, а затем передал тетрадь двум "проверяющим". Позади чуть больше половины урока. Дальше урок начинает вести сам учитель. При объяснении нового материала он пользуется большим плакатом с конспектом-схемой, которую учащиеся затем перерисовывают в свои домашние тетради.
Звенит звонок. Обступившие завуча ребята говорят, что новая система обучения разгружает учителя, повышает чувство ответственности у учеников, учит общению в коллективе, развивает речь и мышление. Как-то сама собой приходит привычка учиться постоянно, с хорошим настроением, а главное - в согласии с самим собой.
Направление поисков учителя истории близко и понятно. Вместе с другими педагогами-новаторами он старается изгнать из школьных стен скуку, лень, страх, приближая тот день, когда уже некому будет спросить: "Почему учиться неинтересно?"
Методика Шаталова предусматривает обучение всех детей, за исключением умственно больных. Ну а остальное зависит от личности учителя и помощи родителей.
С каждым. Я раньше ботанику и зоологию только так и проводила. Включала блочно в курс "Человек". И обшая биология - схемы-конспекты, справочные материалы-таблицы - согласно уровню "ученик должен", а для "ученик может" было продолжение таблиц и список доп. лит-ры и заданий. Разноуровневые зачеты в конце темы. Тогда дифференцированный подход только внедрялся, а я была полна идей после курсов. Вариативная часть программ позволяла творить. Экономия времени позволяла проводить интересные мероприятия в учебное время. Усвоение материала даже слабыми учениками намного лучше. Хулиганы притихают и сильным ученикам - простор для изучения вглубь. Да сильным ученикам я и так позволяла многое. Если всю тему они работали безупречно, от контрольных я их освобождала. Приносила лит-he из дома и давала интересные задания творческого или олимпиадного характера. Сейчас бы я на такое уже не решилась. Да и биологию больше не веду, к сожалению...
Раньше такой кураж был - никто мне не указ. Захотела - сделаю! Раньше ведь КТП с печатью у завуча не лежал. Захотелось - урок-суд, захотелось - взяла "в долг" урок у другого учителя и два урока КВНим по теме "В рыбьем царстве-государстве" или т.п. Урок на природе - запросто, как Теофраст со своим ликеистами. Конспекты урока, правда, проверяли. Но я их на ходу писала на бумаге для печатных машинок и вкладывала в папку со скоросшивателем. А поскольку занимались в две смены -с 8 до 18 - успевали все. Вот была настоящая школа полного дня. В выходные дни запросто собирались и шли на природу, и не заморачивались, что за инструктаж не расписались. Осенне-весенне каникулы весь класс в школе(кого к бабушкам не отправили). Вместе в кино-кафе ходили, рукоделием занимались. Я на педсовете, а они меня на улице с лыжами ждут. Так бывает , наверное, только в молодости. А сейчас на экскурсию вокруг школы вывести - несешь КТП, показываешь, что она в плане, а не по зову сердца. В поход сходить вообще нереально сложно.
Для меня эта система преподавания похожа на КСО. У нас тоже ребята объясняют, передают темы друг дружке и сами выставляют друг другу оценки за ответы. Эти никого не удивишь в школе №22 города Жезказган (Казахстан). Я по этой технологии выпустила свой сборник по русскому языку. Кому интересно, посмотрите на сайт "Современный учительский портал".Работа называется "дидактический материал в 9 классе по системе КСО".