... 26 мая 1990 г. Завтра последний звонок. Во дворе свежая зелень, солнце, а на душе грустно. Вот и школа позади. Интересно, какой она будет лет через 15-20? Ну конечно, просторной, красивой, насыщенной всякой техникой. Но главное, наверно, в том, что ученики и учителя будут немного другими, чем сейчас.
Вот я что делала в школе? Слушала - соседа по парте, реже учителей (когда было интересно). Говорила - почти все по учебникам. Писала. Сама, конечно, благо грамотная, но много ли там было моих мыслей? Странно получается: в жизни я уже давно самостоятельная, чем-то интересуюсь, чего-то добиваюсь, а в школе иногда чувствовала себя наподобие деревянной болванки, из которой учитель пытается выточить одному ему ведомую деталь. А если не получится у него? Меня ведь нельзя выбросить на свалку. Пусть в школе будущего каждый сможет быть самим собой и учиться тому, что его интересует.
Вот написала и подумала: какие учителя должны быть в школе будущего! Ведь сколько людей - столько путей в жизни, а начинаются они в школе. И каждому ученику нужно помочь выбрать свой путь и пойти с ним рядом, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Особенно одиноко мне почему-то было на уроках. Может быть, потому, что урок у нас - как рыцарский турнир? Поединок учителя и ученика один на один. Остальные молчат, ждут своей очереди. Пусть мне кто-нибудь объяснит: зачем отвечать учителю? Он, наверное, и так знает материал. Может быть лучше отвечать своим одноклассникам? (Мне вдруг пришло в голову, что слова "ответ" и "ответственность" - однокоренные). Ведь это мы впервые изучаем астрономию и пытаемся справиться с такой труднопредставимой вещью, как бесконечность Вселенной.
В школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик сможет высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение? Спорить, конечно, тоже надо уметь: чтобы найти такое, над чем действительно стоит поломать голову. В жизни столько всяких проблем! А в школе мы заучиваем ответы, вместо того чтобы учиться задавать вопросы. Умение расспрашивать нужно не только следователю или разведчику. Решения устаревают, а настоящие проблемы - кто я? зачем живу? куда мы все идем? - волнуют людей тысячелетиями.
Что-то я увлеклась школой будущего. Пора возвращаться в настоящее, в последний раз гладить школьную форму. До свидания, школа будущего! До встречи со мной (если сбудется моя мечта и стану учительницей) и моими учениками!
Два часа спустя... Снова беру тетрадь, чтобы написать несколько строчек. Школа будущего - это мы, ученики, и наши учителя. Давайте жить дружно, помогать, сообща улучшать наш большой школьный дом! Пусть в школе будущего человек раскрывается и расцветает, испытывает радость и счастье от того, что с каждым днем знает и умеет все больше и больше. А для этого всем нам надо хорошо потрудиться!
... Прошло 23 года. Мы с вами работаем в школе будущего...
Ну почему же не изменились дети? Очень даже изменились, расширился их кругозор. Много нового узнают из Интернета, могут поспорить с учителем, могут высказать своё мнение, могут дополнить рассказ учителя по новой теме. А проекты 23 года назад разве делали ученики? А исследовательские работы вели? Компьютеры, интерактивные доски меняют восприятие ребёнком окружающего мира. Нужно не только повторять, сказанное учителем, но и высказывать своё мнение.
Не помню, чтобы мы высказывали своё мнение. Во всех сочинениях писали только то, что было нам внушено учителями. И не допускалось никаких отклонений от нормы. Если Пьер Безухов - герой, значит - без вариантов!
Сегодня выпускники тоже мечтают на уроках и не всегда слушают учителя. Кто-то конечно думает о школе будущего, и лет через 5 будет нашим коллегой. Так было и так будет. +
Школа будущего по-настоящему станет реальной тогда, когда изменится, прежде всего, подходы к оцениванию суммы знаний, полученных за время обучения, на государственных экзаменах...