В очередной раз принимала участие в работе экспертной комиссии по изменению 10% заданий в компьютерном тестировании учителей, претендующих на получение высшей категории.
Все задания приняли без изменений, кроме одного вопроса, который вызвал бурные обсуждения. Вопрос звучит так: Установите соответствие между понятиями: учение, обучение, преподавание. И предлагается на выбор три варианта определений.
Я здесь эти варианты давать не буду. Хочется узнать мнение коллег, кто-либо без предварительной подготовки сможет определить разницу между этими понятиями или сформулировать сами понятия?
Могу только сказать, что в результате долгих споров мы этот вопрос исключили из списка.
Все предельно ясно и просто. Путаться абсолютно не в чем. Наши педагоги боятся таких вопросов. Но мы обязаны это знать. Это сфера нашей деятельности. Учение - одна из сторон процесса обучения - деятельность ученика в овладении знаниями и навыками. Преподавание — специальная профессиональная деятельность педагога, направленная на управление деятельностью учащихся. Обучение - это взаимодействие педагога и ученика.
Сейчас (после длительных дебатов) я в этом хорошо разобралась. Но в огромном списке вопросов есть много таких "мудрёных", которые могут легко сбить с толку. А многие педагоги и вовсе не знают ответ - перед аттестацией ходят и спрашивают друг у друга.
Наталия Михайловна, согласитесь, ну должны мы хоть чуть-чуть держать себя в "педагогической форме" и не выглядеть серенько на аттестации. Я в таких случаях представляю врача, хорошо оперирующего аппендицит, но не знающего ни одного термина в данном вопросе. Для этого люди собирали знания по крупицам и "складывали" основы наук. А мы, так легонько, стараемся их "спихнуть", мол "резать умеем, а что и как разберемся по пути". От этого отчасти страдают результаты обучения. Часто наблюдаю, как учителя сначала пишут план урока, а потом к нему привязывают цель и задачи. Как-то печально...
Наталья Михайловна, я уверена у Вас все сложится удачно. А я, чтоб не волноваться, приучила себя к тому, что по 10 часов в неделю занимаюсь изучением и повторением вопросов педагогики, психологии. Изучая ту или иную технологию, конструирую в свете ее положений уроки. Отправляю их на рецензию В ИПК и в ПЕД. Получаю замечания, переделываю все заново и учусь, учусь... Зато потом на публичных выступлениях чувствую себя уверенно.
Я тоже в шоке! Мне вот лично лень. Хотя регулярно, что то почитываю (чаще журналы по психологии - рассылка-подписка раз 5 в месяц приходит на майл). Единственное, чему стараюсь посвящать хотя бы пару часов в день - это изучение новых компьютерных программ (сейчас начну издательские...).
Наталья Михайловна, Вы правы. Когда у тебя есть единомышленники, это не просто удобно, а еще и эмоционально позитивно: не чувствуешь себя дурой, когда видишь, что кто-то работает в том же ключе.
Цитаты " по 10 часов в неделю занимаюсь изучением и повторением вопросов педагогики, психологии", "думаю, немногие учителя могут подписаться под этими словами" Не хочу подписываться. Жизнь проходит мимо...
Я так не считаю: раз в месяц (это минимум: в этом месяце выезжаем в Москву каждую неделю: вчера - МХАТ, на следующей неделе - Большой, через три недели - Современник, перед новым годом _ театр оперетты, начало января - цирк Запашных, третья неделя января - театр драмы); посещаю театры, музеи, концертные залы Москвы; раз в две недели то же самое в Туле. Не многие многие похвастаться такими "гастролями". Нужно просто умело планировать свое время... и поменьше спать..
Насколько я помню, по И.Подласому, учение это процесс, обучение - упорядоченное взаимодействие, а вот преподавание, по-моему, упорядоченная деятельность педагога и ученика. Помню потому, что подобный вопрос был у нас при тестировании и мы тогда во все пособия заглядывали.
Специально сейчас заглянула в "Педагогику" И.Подласого за 1996г., она у меня стояла во 2 ряду, теперь перевела опять в первый. Цитирую теперь дословно: "Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний" Да, только педагога! Москва, "Просвещение", учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.
Вот сейчас можно воспользоваться и учебниками, и советами коллег. А на компьютерном тестировании в ограниченное время, и с наличием волнения ошибиться очень легко.
Согласна! Не все в голове удержишь! Что-то и вылететь может, а в результате получается, что ты не знаешь основ педагогики... Вот так и у детей на тестировании бывает...
что ты не знаешь основ педагогики... Вот так и у детей на тестировании бывает...
Вот поэтому я всегда говорю своим коллегам: "Начните с себя, а потом требуйте с детей. Вчера учитель истории давала открытый урок на высшую категорию. Эксперт - педагог из соседней школы (ему 29 лет), при обсуждении попросил учителя перечислить технологии, которые она использовала на уроке, их элементы на каждом этапе. Учитель поставлен был в тупик. А эксперт разложил весь урок по полочкам: показал учителю, где и на каком этапе какая технология применялась. Наша оскорбилась: "Как такой молодой, может мне указывать!". А дело не в молодости, дело в ЗНАНИЯХ и профессионализме. Он молод, а знаний и умение их применять позавидуешь. Следующий вопрос учителю: "Зачем, организовали на этом этапе парную работу?". Ответ учителя "Чтобы было интересно". А парная работа, наверное, призвана формировать определенные компетентности. Ответа эксперт не услышал. Конечно, он свой парень, написал, что все "хорошо и все прекрасно" (из уважения к возрасту учителя). Но ей было неловко. Она пришла ко мне и попросила, чтобы я провела несколько занятий ШМО для ликвидации подобных пробелов.