НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Анатолий Николаевич, мне приятно, если данная игра окажется для Вас полезной. Вс...
Альбина Геннадиевна, рада быть полезной. Успешной Вам работы с детьми.
Спасибо за шикарную игру, Надежда Георгиевна.
Лидия Петровна, благодарю за внимание и поддержку! Всегда рада Вас видеть!
Татьяна Анатольевна, благодарю за внимание к работе и позитивный комментарий.Все...
Зоя Андреевна, спасибо, что зашли на мою страничку.Спасибо за добрые слова.
Наталья Николаевна, благодарю за интерес к работе.Всего наилучшего!
ОНЛАЙН
NaumovaAV463

Учитель литературы: «Со списками чтения – беда».

Блог наТека

Современные дети читают мало. Списки для летнего чтения также мало привлекают детей. Что делать? Давайте обсудим вместе статью А. Олейникова - детского писателя и учителя литературы о проблемах летнего чтения детей и списки "100 лучших книг для детей". Недавно на одном из сайтов, посвященных литературе, появилась статья Алексея Олейникова (детский писатель, учитель литературы школы «Лицей «Ковчег-XXI» и редактор журнала «Переплет»), где он размышляет о списках летнего чтения и предлагает свои списки чтения для разных классов и объясняет, почему он их так составил.

Списки и статья интересные, но неоднозначные. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но в любом случае бездействовать нельзя. Так продолжаться просто не может далее, когда мы практически все понимаем, что со списками чтения – беда.

Эффективность учебного процесса и книга (или электронный текст: художественный либо научно-популярный) – это два взаимосвязанных понятия. Нечитающий ребенок - это, как правило, плохая речь, неумение выражать свои мысли, проблемы с грамотностью и так далее по нарастающей. Поэтому чтением детей надо обязательно заниматься.

Потребности современного образования необычайно велики. Один из главных ресурсов общества – информация. Владея информацией и эффективно ее используя, можно добиться успеха в любой деятельности. Основная деятельность обучающегося – учеба. Как сделать так, чтобы она была эффективной? Сейчас мало просто природных способностей ребенка и одного желания учиться. Надо научить ребенка извлекать необходимую информацию, будь то печатный текст или электронный ресурс, а также эффективно ее применять в своей деятельности.

Современные дети читают мало. Вместе с тем, несмотря на очевидную констатацию факта падения интереса к чтению у детей, «мы по-прежнему ведем себя так, как будто у нас в телевизоре 2 канала, а мультики показывают по расписанию» - замечает автор. Сегодня у чтения очень много конкурентов, которые оттягивают внимание детей от чтения и литературы и нужно очень постараться, чтобы заинтересовать ребенка книгой, развить его читательский интерес и не отвратить от чтения.

Со списками чтения — беда - констатирует автор. Ответственные родители начинают их спрашивать с начала мая, ответственные дети (редкое меньшинство) тонут в завалах классики, которую ответственные учителя добросовестно выкатывают по запросу. А безответственные дети все лето проводят в свое удовольствие, изредка загоняемые в книжный загон родительским окриком.

Знакомая ситуация? Я думаю, что большинству из нас – да, знакома. Что делать?
Вот некоторые рецепты - принципы летнего чтения автора:

Принципы летнего чтения: а) необязательность чтения всего списка; б) увлекательность. Главная задача списка — чтобы каждый ребенок, как бы он ни ненавидел чтение, нашел в нем что-нибудь для себя; в) развитие. «Хорошие тексты не только увлекают, но задают планку — мыслей и переживаний, они формируют внутренний ландшафт читателя».

С основной канвой принципов летнего чтения полностью согласна с автором. Любой ребенок должен найти что-то для себя в чтении, пусть даже это будет низкопробный комикс или бульварное чтиво о Перси Джексоне, которые умный родитель, педагог или библиотекарь направят к качественным иллюстрациям детских книг (и к чтению самих этих книг)и мифам о Древней Греции соответственно.

Ребенка в литературу и чтение нужно влюбить, и чем раньше, тем лучше. И не закрывать от детей те тексты, которые ему интересны. А уже через них приходить к более серьезным вещам. Например, знаменитая Гайдаровка (Центральная городская детская библиотека Москвы им. А.П. Гайдара) подготовила рекомендательный список-каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков». Я уверена, пригодится всем, кто интересуется детским чтением. Другой вопрос, где эти книги взять. Что-то, наверное, можно приобрести в личную библиотеку (если дома нет книг и сами родители не читают, сетовать на отсутствие интереса к чтению у ребенка, по меньшей мере, наивно), что-то взять в других библиотеках.

Всем хорошего лета и отдыха с хорошими книгами.



ссылки
Новые записи:
Тема 2024 года – Планета прот... (0)
Рисованные домашние Кракозябр... (0)
Христиан Гюйгенс (0)
12 апреля, это самый космичес... (0)
Народный праздник День жаворо... (1)
Со Всемирным Днем Поэзии вас,... (0)
20 марта – Международный день... (0)
Тёплых эмоций и замечательног... (0)
Только первым быть непросто... (0)
4 марта – 120 лет со дня рожд... (0)
1657
71
DAN64
#1 | 29.06.2016 | 13:32 | 0 [Материал]
Наталья Николаевна, Ваши ресурсы являются замечательной мотивацией для учащихся  к чтению. Пример родителей и педагога играет большую роль и в привитии любви к чтению.

наТека
#2 | 29.06.2016 | 13:59 | 0 [Материал]
Спасибо, Надежда Георгиевна, за оценку моих ресурсов. Но ведь хочется достучаться до всех участников процесса: самих ребят, их родителей, педагогов, библиотекарей.

DAN64
#3 | 29.06.2016 | 14:12 | 0 [Материал]
Наталья Николаевна, так для этого Вы и работаете. Если до кого-то достучитесь, это уже здорово! Ваш пример тоже много значит. Помню, работая ещё на начальных классах, увлеклась уроками внеклассного чтения, формировала специальные папки по темам урока, искала книжки (в то время это была роскошь), просила подарить для школы, каждый день спрашивала ребят, что они прочитали, менялись книгами. В результате дети сами стали мне приносить книги, делиться прочитанным (уже без моих вопросов). Интерес значительно возрос, потому что они видели увлечённость своего педагога!

наТека
#4 | 29.06.2016 | 16:12 | 0 [Материал]
Это да, детей только немножко надо расшевелить, обязательно их заинтересовать, и они тогда, что называется, "горы свернут" - фантазии большинству из них не занимать. Но я сейчас немножко о другом хочу поговорить. Вам знакома ситуация, когда родитель своим окриком заставляет ребенка читать то, что он считает нужным, а не то, что ребенку хочется, быть может, читать? Наверняка, знакома. Как Вы считаете, надо ли это делать? И если да, то как?

DAN64
#14 | 29.06.2016 | 23:36 | 0 [Материал]
В настоящее время я вообще сомневаюсь, чтобы родители контролировали процесс чтения у детей, я имею ввиду старших.

наТека
#16 | 30.06.2016 | 08:16 | 0 [Материал]
Вот это-то, мне кажется, и плохо! Контроль все же нужен, только мягкий, тактичный и разумный.

ромашка5975
#17 | 30.06.2016 | 08:54 | 0 [Материал]
Дочка лет в 11-12 увлеклась детскими детективами. Я прочитала 2 книги, а потом сама стала покупать ей. Книги, действительно, увлекательные, учат дружить, помогать тем, кто попал в беду...

наТека
#20 | 30.06.2016 | 11:30 | 0 [Материал]
Вот вот! Мы направляем детей, а они нам показывают ориентиры.

irina212326
#35 | 01.07.2016 | 16:48 | 0 [Материал]
Старшая дочь, обучаясь в начальной школе, не любила читать. Муж тогда работал вахтовым методом - 4 на 4 недели. С собой на вахту всегда брал книгу. Заключили они с дочерью договор:в течение месяца каждый из них читает свою книгу, потом знакомят друг друга с содержанием и высказывают своё мнение о прочитанном. В старших классах проблем с чтением уже не было.

ромашка5975
#36 | 01.07.2016 | 17:16 | 0 [Материал]
Какой мудрый у Вас муж!!! Все бы папы так влияли на своих детей!

irina212326
#42 | 02.07.2016 | 07:51 | 0 [Материал]
Елена Владимировна, я иногда сама удивлялась. Не педагог по образованию, он своими действиями подсказывал мне столько решений различных ситуаций. А я потом делилась ими на родительских собраниях с родителями своих учеников.

ромашка5975
#45 | 02.07.2016 | 08:03 | 0 [Материал]
А это уже говорит о мудрости человека!

наТека
#38 | 01.07.2016 | 18:43 | 0 [Материал]
А я старшего сына приобщила к чтению через интересную книгу. В начальной школе перед тем как начать читать, что задано на дом, полчаса ревет, что много, ну а потом 5 мин. - и все прочел. Стала читать ему вслух "Баранкин, будь человеком", но с условием, я читаю страницу - он абзац. К концу книги у нас проблемы с чтением ушли напрочь.

ромашка5975
#44 | 02.07.2016 | 08:03 | 0 [Материал]
И дочитал книгу сам? Уже без маминой помощи?

наТека
#46 | 02.07.2016 | 09:43 | 0 [Материал]
Именно так и было! А потом как прорвало ребенка: стал читать запоем, даже ограничивать приходилось, когда это шло во вред.

ромашка5975
#47 | 02.07.2016 | 10:59 | 0 [Материал]
Вот опять этот пример показывает силу родительского примера и убеждения! Ребёнку самому трудно поначалу сделать выбор.

наТека
#48 | 02.07.2016 | 11:15 | 0 [Материал]
Конечно, родительский пример очень важен. Это бесспорно. Но ведь бывают случаи, когда семья не отличается таким примером, а ребенок - целеустремленная умница, и тогда роль учителя в его судьбе повышается многократно.

ромашка5975
#49 | 02.07.2016 | 11:55 | 0 [Материал]
Конечно, свою роль как учителя я не отрицаю. biggrin А нас таких много!!!

наТека
#50 | 02.07.2016 | 14:11 | 0 [Материал]
Да не про Вас речь, Елена Владимировна! И не про большинство литераторов на СУПе, а про школьных словесников в целом!

ромашка5975
#51 | 02.07.2016 | 14:25 | 0 [Материал]
Да, я же написала, что нас много, тех, кто достучаться с помощью литературы хочет до детских сердечек, детских душ!

наТека
#52 | 02.07.2016 | 19:34 | 0 [Материал]
Елена Владимировна, Вы и многие другие СУПовцы-литераторы, как раз их тех, кто стучится, но ведь много и равнодушных. Вот что печально... cry

super-777
#27 | 30.06.2016 | 15:49 | 0 [Материал]
Родители не только процесс чтения контролировать не хотят, но и другие процессы, касающиеся здоровья физического и психологического.

наТека
#31 | 30.06.2016 | 19:18 | 0 [Материал]
Это все печально, конечно. Но таких ведь не так много. Да и родители ли они после этого? angry

ромашка5975
#5 | 29.06.2016 | 20:04 | 1 [Материал]
Ежегодно я рекомендую детям летом читать в прохладную или дождливую погоду. smile Объясняю, что в течение года им некогда будет прочитать все произведения по программе. Кто-то прислушивается к моему совету, кто-то усмехается и за все 3 месяца не открывает ни одного произведения.  В список для обязательного чтения включаю что-нибудь интересное. Своим  шестиклашкам пока советую книги Владислава Крапивина (мне кажется, что его книги актуальны во все времена).
Заставить читать ВСЕХ - это невозможно! Но, участвуя ежегодно в конкурсе "Лидер чтения",  убеждаюсь, что среди наших (очень занятых компьютерными играми) детей много тех, кто очень любят книги. Многие из книг - это не те, которые когда-то читали мы. У современных детей свои интересы, это всё понятно. Заставлять читать то, что интересно было когда-то читать нашему поколению, нельзя. А вот советовать, читать из нужной книги  какие-то эпизоды, вместе разбирать их, смеяться или плакать над поступками героев - это, безусловно, нужно.

наТека
#6 | 29.06.2016 | 20:16 | 0 [Материал]
Елена Владимировна, спасибо Вам за такой подход к летнему чтению. Я считаю, что именно так, через собственный интерес ребенка можно влюбить его в книгу. И не беда, если он что-то не прочтет из большого рекомендованного списка. А к нужной книге можно и нужно подвести его другим способом, не через родительский окрик.

ромашка5975
#7 | 29.06.2016 | 20:20 | 0 [Материал]
Когда-то дети сами найдут для себя своего автора! Конечно, не все это сделают. Среди моих одноклассников много тех, кто не читал раньше и сейчас не знают, как книги пахнут! smile

наТека
#8 | 29.06.2016 | 21:25 | 0 [Материал]
Из Ваших одноклассников? Это не опечатка? Или из Ваших шестиклассников? dry Очень много тут зависит от школьного учителя литературы, конечно. Но еще больше от родителей!

наталл
#9 | 29.06.2016 | 21:43 | 0 [Материал]
Если в семье не принято читать, то от школы пользы в этом отношении мало будет. Вспомнился анекдот по этому случаю. Двухлетний малыш просит купить ему планшет. Бабушка спрашивает: "Зачем? Ты же еще и читать - то не умеешь!".  А он в ответ: "Хочу в туалет ходить, как взрослые!"

ромашка5975
#11 | 29.06.2016 | 22:40 | 0 [Материал]
Вот и пожалуйста - подражание родителям! Уж точно не научат они ребёнка читать!!!

наТека
#13 | 29.06.2016 | 23:34 | 0 [Материал]
Да уж, наглядный пример Наталья Николаевна привела... cool

ромашка5975
#10 | 29.06.2016 | 22:39 | 0 [Материал]
Вот именно - одноклассников!!! А литературу преподавала у нас одна из лучших учителей города!

наТека
#12 | 29.06.2016 | 23:32 | 0 [Материал]
А у меня привязанность и особые отношения к литературе как раз от учителя и еще от нашего библиотекаря. Но это, наверное, исключение, которое еще больше подтверждает правило. Все в первую очередь идет, конечно, из семьи.

ромашка5975
#15 | 29.06.2016 | 23:43 | 0 [Материал]
Я уже здесь неоднократно писала о том, что моя семья (папа, мама, старший брат) читали очень много, читали всегда. И в школе учительница была замечательная, прививала нам любовь к книге. Всё это вместе и повлияло на моё отношение к литературе в целом.

ромашка5975
#18 | 30.06.2016 | 10:14 | 0 [Материал]
Я в 11 классе советую прочитать рассказ "Свеча горела". Автор Майк Гелприн. Читали, Наталья Николаевна?

наТека
#21 | 30.06.2016 | 11:33 | 0 [Материал]
Нет, Елена Владимировна, не читала, к своему стыду. Беру на заметку. Спасибо за рекомендацию. cry

ромашка5975
#23 | 30.06.2016 | 11:41 | 0 [Материал]
А я сама прочитала только несколько месяцев назад, порекомендовала этот рассказ (он совсем небольшой) зав. кафедрой филологии нашего ИРО. Рассказ фантастический, о том, что литература несёт в себе вечные ценности, поэтому она и вечна!

наТека
#24 | 30.06.2016 | 11:46 | 0 [Материал]
Ой как здорово, я сейчас еще работаю над проектом по чтению, это прямо в тему! tongue

super-777
#25 | 30.06.2016 | 15:40 | 0 [Материал]
Замечательный рассказ!

наТека
#34 | 01.07.2016 | 16:13 | 0 [Материал]
Прочла сегодня рассказ. Действительно классный! И емкий по своей сути. Страшно становится, если представить воочию предполагаемый автором сценарий развития нашего будущего в плане гуманитарного блока. Радует, что все-таки "свеча горела"...

ромашка5975
#37 | 01.07.2016 | 17:17 | 0 [Материал]
И создаётся такое впечатление, что она будет гореть вечно, так же, как и вечно будут жить книги классиков !

наТека
#39 | 01.07.2016 | 18:44 | 0 [Материал]
Да, Ваша правда!

matematik1
#19 | 30.06.2016 | 10:27 | 1 [Материал]
У нас вечером были 0,5 часа для семейного чтения. Все садились за круглый стол и читали. Так мне родители привили любовь к чтению. Сейчас дети редко общаются с родителями. В будние дни дети ещё спят или уже спят, а родители ушли и пришли с работы.

наТека
#22 | 30.06.2016 | 11:38 | 0 [Материал]
Ну, к сожалению, да! Многие родители вынуждены работать так. И тем не менее не все, но некоторые думают и о последствиях такой заброшенности ребенка, предпринимая определенные усилия.

super-777
#26 | 30.06.2016 | 15:45 | 1 [Материал]
Списки для чтения - это, действительно, беда! Видели бы Вы лица родителей пятиклассников, когда классный руководитель по моей просьбе огласила задание на лето, раздав списки для чтения! Было понятно, что в начальной школе их этим не озадачивали. А возгласы детей: " И это все читать?!"
Обратила внимание и на то, что раньше дети завороженно слушали, как читает учитель, что называется "в рот заглядывали", а сейчас как ни старайся - им не интересно. Единицы любят читать и слушать чтение. И это печально!

наТека
#28 | 30.06.2016 | 17:33 | 0 [Материал]
Мы каждый год участвуем в акции "Читаем детям о войне", там как раз один их элементов - чтение вслух. Пятиклассники слушают всегда с большим интересом, особенно когда достучишься до них.

super-777
#29 | 30.06.2016 | 18:28 | 0 [Материал]
Вот именно, как достучаться до детей, которые не слышат стук в душу и сердце?!

ромашка5975
#30 | 30.06.2016 | 18:45 | 0 [Материал]
А мы всё равно стараемся на каждом уроке это сделать!!!

наТека
#32 | 30.06.2016 | 19:20 | 0 [Материал]
Да может быть и есть отзвук, просто он тихий и его не слышно в общем шуме?

ромашка5975
#33 | 30.06.2016 | 19:33 | 0 [Материал]
Умеют дети слушать! И радуются вместе с героями громко, вслух... И плачут над судьбами героев ("Лапти" Бунина читали - плачут, слёз не стесняются)... Не всё потеряно в наших учениках! Нужно только это хорошее постоянно "будить" в детях!

DAN64
#40 | 01.07.2016 | 23:35 | 0 [Материал]
Мои тоже плакали и не стеснялись об этом говорить.

Латышева
#55 | 03.07.2016 | 14:58 | 0 [Материал]
А я не могу без слез читать "Бабку" Осеевой. Всегда ищу аудиозапись. Сильнейшее произведение.

DAN64
#56 | 03.07.2016 | 15:02 | 0 [Материал]
Это произведение мне хорошо знакомо. Ситуация аналогичная.

irina212326
#62 | 05.07.2016 | 12:05 | 0 [Материал]
С детства не могу без слёз читать произведения о войне. Особенно тяжело, когда тебя слушают дети. И голос предательски дрожит, и слёзы наворачиваются. Всё чаще приходится пользоваться аудиозаписью.

vikusik46
#41 | 02.07.2016 | 01:29 | 0 [Материал]
Да, тема наболевшая... С дочерью читаем "Приключения Гекльберри Финна" по 3 главы в день, это первая книга за лето, хотя уже пошел второй месяц каникул. Может, успеем наверстать. В прошлом году оказалось, что из всего класса Катя одна прочитала летний список книг, потом на переменах рассказывала одноклассникам. В прошлом году книги, которых не было дома, скачивала в интернете, сейчас все можно найти.

ромашка5975
#43 | 02.07.2016 | 08:02 | 1 [Материал]
Виктория Валерьяновна, и нравится Кате читать? Я сама в детстве в восторге была от похождений Гека и Тома! biggrin

vikusik46
#64 | 12.07.2016 | 11:33 | 0 [Материал]
Елена Владимировна, если честно, не очень, заставляю! Катя сказала, что нравится, но не очень, потому, что любит романы читать!  surprised Тайком читает Паустовского "Золотая роза".  
Я в детстве Тома Сойера с удовольствием читала, а Гека Финна не осилила, только начало.

наТека
#65 | 12.07.2016 | 13:39 | 0 [Материал]
И правильно делаете, что не заставляете, Виктория Валерьяновна. Ребенка надо в первую очередь заинтересовать, чтобы он сам захотел прочитать. Ну а если уж не читается какая-то вещь, значит не его.

vikusik46
#66 | 12.07.2016 | 14:20 | 0 [Материал]
Я думаю, заставлять надо, а то совсем от рук отобьется...

наТека
#67 | 12.07.2016 | 23:07 | 0 [Материал]
Нет,если именно это произведение у ребенка не идет, пусть читает тогда другое. Конечно, полностью на самотек все оставлять нельзя.

vikusik46
#68 | 14.07.2016 | 07:10 | 0 [Материал]
Осталось совсем немного, осилим!

irina212326
#53 | 03.07.2016 | 07:07 | 0 [Материал]
В моей семье читали всегда. В доме была большая библиотека, хотя книги было трудно достать. В книжном магазине записывались в очередь на приобретение книг. Часто приходилось покупать книгу с нагрузкой. Мама очень хотела, чтобы мы с сестрой читали. Не всегда подходы к тому, чтобы привить нам любовь к чтению были лояльны. Например, когда мне было семь лет, разбудив утром, мама сказала: "Хочешь вечером погулять - должна выучить "Бородино". Но я очень благодарна ей. Все стихотворения, которые выучила в детстве, помню до сих пор. За списком литературы на лето мама в школу ходила сама и тщательно отслеживала, чтобы всё было прочитано, а содержание кратко записано в читательский дневник.

наТека
#58 | 03.07.2016 | 19:19 | 0 [Материал]
Ну не знаю...Хорошо, что хорошо закончилось, как говорится. Ведь если книга идет в нагрузку к прогулке, вряд ли это добавит к ней любви.

irina212326
#61 | 05.07.2016 | 12:00 | 0 [Материал]
Поэтому в своей семье старались избегать таких методов. Дети читают с удовольствием. На праздники дарят друг другу книги.

наТека
#63 | 05.07.2016 | 13:36 | 0 [Материал]
В нашей семье тоже, особенно ребятишкам.

Латышева
#54 | 03.07.2016 | 14:56 | 0 [Материал]
А у меня мама более 40 лет проработала в детской библиотеке. Не знаю, по какому принципу она отбирала мне книги для чтения, но читаю я по сей день. И сестра, и отец. И мама сама. И лучший подарок для мамы - бумажная книга. Хотя и подарили ей электронную.
А списки... Интересную книгу дети и без списка прочтут.

наТека
#57 | 03.07.2016 | 19:16 | 0 [Материал]
Так автор статьи (Олейников) как раз и поднимает проблему этих списков. И говорит о том, что зачастую они формальные и ребенок интуитивно противится им. И что мы, взрослые, должны пересмотреть к этому отношение. Татьяна Анатольевна, если интересно, перечитайте его статью - просто наберите автора и проблемы детского чтения. Статья очень любопытная.

Латышева
#59 | 03.07.2016 | 19:30 | 0 [Материал]
Спасибо. Мы с коллегами оставляем списки сами. Стараемся учесть интересы деток. Не всегда получается. wink

наТека
#60 | 03.07.2016 | 20:24 | 0 [Материал]
Это замечательно, что интересы ребят учитываются. Вот побольше бы нам таких понимающих педагогов и родителей. Но не в ущерб учебному процессу, естественно.

GOR154
#69 | 02.01.2017 | 09:14 | 0 [Материал]
Спасибо за поднятую тему! Актуальный разговор состоялся! Убеждена только неравнодушные ЧИТАЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛИ  способны ВОСПИТАТЬ ЧИТАЮЩЕГО ребёнка!

наТека
#70 | 02.01.2017 | 14:31 | 0 [Материал]
Верно, Марина Юрьевна! Там, где книга всегда на столе, и не просто как атрибут, а реально работающий инструмент, там и дети читают. Да, нынче у книги много соперников, но тем интереснее её продвигать и заинтересовывать ею ребят!

наТека
#71 | 02.01.2017 | 14:37 | 0 [Материал]
Книга обязательно открывает свои тайны, ведет за собой, увлекает того, кто ею увлечен 



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети