НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Лидия Петровна, благодарю за познавательную викторину!
Валентина Викторовна, какие красочные шаблоны у Вас получились! Спасибо!
Татьяна Анатольевна, спасибо тест! Не на все вопросы ответила правильно с первог...
Надежда Георгиевна, очень понравилась Ваша работа и музыкальный сюрприз!
Наталья Николаевна, благодарю за красочную познавательную презентацию!
Татьяна Владимировна, благодарю за красочную познавательную разработку!
Татьяна Анатольевна, благодарю за положительный отзыв!

Учитель литературы: «Со списками чтения – беда».

Блог наТека

Современные дети читают мало. Списки для летнего чтения также мало привлекают детей. Что делать? Давайте обсудим вместе статью А. Олейникова - детского писателя и учителя литературы о проблемах летнего чтения детей и списки "100 лучших книг для детей". Недавно на одном из сайтов, посвященных литературе, появилась статья Алексея Олейникова (детский писатель, учитель литературы школы «Лицей «Ковчег-XXI» и редактор журнала «Переплет»), где он размышляет о списках летнего чтения и предлагает свои списки чтения для разных классов и объясняет, почему он их так составил.

Списки и статья интересные, но неоднозначные. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но в любом случае бездействовать нельзя. Так продолжаться просто не может далее, когда мы практически все понимаем, что со списками чтения – беда.

Эффективность учебного процесса и книга (или электронный текст: художественный либо научно-популярный) – это два взаимосвязанных понятия. Нечитающий ребенок - это, как правило, плохая речь, неумение выражать свои мысли, проблемы с грамотностью и так далее по нарастающей. Поэтому чтением детей надо обязательно заниматься.

Потребности современного образования необычайно велики. Один из главных ресурсов общества – информация. Владея информацией и эффективно ее используя, можно добиться успеха в любой деятельности. Основная деятельность обучающегося – учеба. Как сделать так, чтобы она была эффективной? Сейчас мало просто природных способностей ребенка и одного желания учиться. Надо научить ребенка извлекать необходимую информацию, будь то печатный текст или электронный ресурс, а также эффективно ее применять в своей деятельности.

Современные дети читают мало. Вместе с тем, несмотря на очевидную констатацию факта падения интереса к чтению у детей, «мы по-прежнему ведем себя так, как будто у нас в телевизоре 2 канала, а мультики показывают по расписанию» - замечает автор. Сегодня у чтения очень много конкурентов, которые оттягивают внимание детей от чтения и литературы и нужно очень постараться, чтобы заинтересовать ребенка книгой, развить его читательский интерес и не отвратить от чтения.

Со списками чтения — беда - констатирует автор. Ответственные родители начинают их спрашивать с начала мая, ответственные дети (редкое меньшинство) тонут в завалах классики, которую ответственные учителя добросовестно выкатывают по запросу. А безответственные дети все лето проводят в свое удовольствие, изредка загоняемые в книжный загон родительским окриком.

Знакомая ситуация? Я думаю, что большинству из нас – да, знакома. Что делать?
Вот некоторые рецепты - принципы летнего чтения автора:

Принципы летнего чтения: а) необязательность чтения всего списка; б) увлекательность. Главная задача списка — чтобы каждый ребенок, как бы он ни ненавидел чтение, нашел в нем что-нибудь для себя; в) развитие. «Хорошие тексты не только увлекают, но задают планку — мыслей и переживаний, они формируют внутренний ландшафт читателя».

С основной канвой принципов летнего чтения полностью согласна с автором. Любой ребенок должен найти что-то для себя в чтении, пусть даже это будет низкопробный комикс или бульварное чтиво о Перси Джексоне, которые умный родитель, педагог или библиотекарь направят к качественным иллюстрациям детских книг (и к чтению самих этих книг)и мифам о Древней Греции соответственно.

Ребенка в литературу и чтение нужно влюбить, и чем раньше, тем лучше. И не закрывать от детей те тексты, которые ему интересны. А уже через них приходить к более серьезным вещам. Например, знаменитая Гайдаровка (Центральная городская детская библиотека Москвы им. А.П. Гайдара) подготовила рекомендательный список-каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков». Я уверена, пригодится всем, кто интересуется детским чтением. Другой вопрос, где эти книги взять. Что-то, наверное, можно приобрести в личную библиотеку (если дома нет книг и сами родители не читают, сетовать на отсутствие интереса к чтению у ребенка, по меньшей мере, наивно), что-то взять в других библиотеках.

Всем хорошего лета и отдыха с хорошими книгами.



ссылки
Новые записи:
Растительность Токио, еда и д... (0)
Что за гостья появилась? (20)
Талант (1)
Стихотворение: "Метель з... (0)
Грамотность, вперёд! (1)
Конкурсы патриотической песни (8)
Учиться, учиться и ещё раз уч... (8)
Семейная игра "Мама и я" (17)
Самостоятельное путешествие и... (5)
И здесь золотое сечение (7)
450
68
DAN64
#1 | 29.06.2016 | 13:32 | 0
Наталья Николаевна, Ваши ресурсы являются замечательной мотивацией для учащихся  к чтению. Пример родителей и педагога играет большую роль и в привитии любви к чтению.

наТека
#2 | 29.06.2016 | 13:59 | 0
Спасибо, Надежда Георгиевна, за оценку моих ресурсов. Но ведь хочется достучаться до всех участников процесса: самих ребят, их родителей, педагогов, библиотекарей.

DAN64
#3 | 29.06.2016 | 14:12 | 0
Наталья Николаевна, так для этого Вы и работаете. Если до кого-то достучитесь, это уже здорово! Ваш пример тоже много значит. Помню, работая ещё на начальных классах, увлеклась уроками внеклассного чтения, формировала специальные папки по темам урока, искала книжки (в то время это была роскошь), просила подарить для школы, каждый день спрашивала ребят, что они прочитали, менялись книгами. В результате дети сами стали мне приносить книги, делиться прочитанным (уже без моих вопросов). Интерес значительно возрос, потому что они видели увлечённость своего педагога!

наТека
#4 | 29.06.2016 | 16:12 | 0
Это да, детей только немножко надо расшевелить, обязательно их заинтересовать, и они тогда, что называется, "горы свернут" - фантазии большинству из них не занимать. Но я сейчас немножко о другом хочу поговорить. Вам знакома ситуация, когда родитель своим окриком заставляет ребенка читать то, что он считает нужным, а не то, что ребенку хочется, быть может, читать? Наверняка, знакома. Как Вы считаете, надо ли это делать? И если да, то как?

DAN64
#14 | 29.06.2016 | 23:36 | 0
В настоящее время я вообще сомневаюсь, чтобы родители контролировали процесс чтения у детей, я имею ввиду старших.

наТека
#16 | 30.06.2016 | 08:16 | 0
Вот это-то, мне кажется, и плохо! Контроль все же нужен, только мягкий, тактичный и разумный.

ромашка5975
#17 | 30.06.2016 | 08:54 | 0
Дочка лет в 11-12 увлеклась детскими детективами. Я прочитала 2 книги, а потом сама стала покупать ей. Книги, действительно, увлекательные, учат дружить, помогать тем, кто попал в беду...

наТека
#20 | 30.06.2016 | 11:30 | 0
Вот вот! Мы направляем детей, а они нам показывают ориентиры.

irina212326
#35 | 01.07.2016 | 16:48 | 0
Старшая дочь, обучаясь в начальной школе, не любила читать. Муж тогда работал вахтовым методом - 4 на 4 недели. С собой на вахту всегда брал книгу. Заключили они с дочерью договор:в течение месяца каждый из них читает свою книгу, потом знакомят друг друга с содержанием и высказывают своё мнение о прочитанном. В старших классах проблем с чтением уже не было.

ромашка5975
#36 | 01.07.2016 | 17:16 | 0
Какой мудрый у Вас муж!!! Все бы папы так влияли на своих детей!

irina212326
#42 | 02.07.2016 | 07:51 | 0
Елена Владимировна, я иногда сама удивлялась. Не педагог по образованию, он своими действиями подсказывал мне столько решений различных ситуаций. А я потом делилась ими на родительских собраниях с родителями своих учеников.

ромашка5975
#45 | 02.07.2016 | 08:03 | 0
А это уже говорит о мудрости человека!

наТека
#38 | 01.07.2016 | 18:43 | 0
А я старшего сына приобщила к чтению через интересную книгу. В начальной школе перед тем как начать читать, что задано на дом, полчаса ревет, что много, ну а потом 5 мин. - и все прочел. Стала читать ему вслух "Баранкин, будь человеком", но с условием, я читаю страницу - он абзац. К концу книги у нас проблемы с чтением ушли напрочь.

ромашка5975
#44 | 02.07.2016 | 08:03 | 0
И дочитал книгу сам? Уже без маминой помощи?

наТека
#46 | 02.07.2016 | 09:43 | 0
Именно так и было! А потом как прорвало ребенка: стал читать запоем, даже ограничивать приходилось, когда это шло во вред.

ромашка5975
#47 | 02.07.2016 | 10:59 | 0
Вот опять этот пример показывает силу родительского примера и убеждения! Ребёнку самому трудно поначалу сделать выбор.

наТека
#48 | 02.07.2016 | 11:15 | 0
Конечно, родительский пример очень важен. Это бесспорно. Но ведь бывают случаи, когда семья не отличается таким примером, а ребенок - целеустремленная умница, и тогда роль учителя в его судьбе повышается многократно.

ромашка5975
#49 | 02.07.2016 | 11:55 | 0
Конечно, свою роль как учителя я не отрицаю. biggrin А нас таких много!!!

наТека
#50 | 02.07.2016 | 14:11 | 0
Да не про Вас речь, Елена Владимировна! И не про большинство литераторов на СУПе, а про школьных словесников в целом!

ромашка5975
#51 | 02.07.2016 | 14:25 | 0
Да, я же написала, что нас много, тех, кто достучаться с помощью литературы хочет до детских сердечек, детских душ!

наТека
#52 | 02.07.2016 | 19:34 | 0
Елена Владимировна, Вы и многие другие СУПовцы-литераторы, как раз их тех, кто стучится, но ведь много и равнодушных. Вот что печально... cry

super-777
#27 | 30.06.2016 | 15:49 | 0
Родители не только процесс чтения контролировать не хотят, но и другие процессы, касающиеся здоровья физического и психологического.

наТека
#31 | 30.06.2016 | 19:18 | 0
Это все печально, конечно. Но таких ведь не так много. Да и родители ли они после этого? angry

ромашка5975
#5 | 29.06.2016 | 20:04 | 1
Ежегодно я рекомендую детям летом читать в прохладную или дождливую погоду. smile Объясняю, что в течение года им некогда будет прочитать все произведения по программе. Кто-то прислушивается к моему совету, кто-то усмехается и за все 3 месяца не открывает ни одного произведения.  В список для обязательного чтения включаю что-нибудь интересное. Своим  шестиклашкам пока советую книги Владислава Крапивина (мне кажется, что его книги актуальны во все времена).
Заставить читать ВСЕХ - это невозможно! Но, участвуя ежегодно в конкурсе "Лидер чтения",  убеждаюсь, что среди наших (очень занятых компьютерными играми) детей много тех, кто очень любят книги. Многие из книг - это не те, которые когда-то читали мы. У современных детей свои интересы, это всё понятно. Заставлять читать то, что интересно было когда-то читать нашему поколению, нельзя. А вот советовать, читать из нужной книги  какие-то эпизоды, вместе разбирать их, смеяться или плакать над поступками героев - это, безусловно, нужно.

наТека
#6 | 29.06.2016 | 20:16 | 0
Елена Владимировна, спасибо Вам за такой подход к летнему чтению. Я считаю, что именно так, через собственный интерес ребенка можно влюбить его в книгу. И не беда, если он что-то не прочтет из большого рекомендованного списка. А к нужной книге можно и нужно подвести его другим способом, не через родительский окрик.

ромашка5975
#7 | 29.06.2016 | 20:20 | 0
Когда-то дети сами найдут для себя своего автора! Конечно, не все это сделают. Среди моих одноклассников много тех, кто не читал раньше и сейчас не знают, как книги пахнут! smile

наТека
#8 | 29.06.2016 | 21:25 | 0
Из Ваших одноклассников? Это не опечатка? Или из Ваших шестиклассников? dry Очень много тут зависит от школьного учителя литературы, конечно. Но еще больше от родителей!

наталл
#9 | 29.06.2016 | 21:43 | 0
Если в семье не принято читать, то от школы пользы в этом отношении мало будет. Вспомнился анекдот по этому случаю. Двухлетний малыш просит купить ему планшет. Бабушка спрашивает: "Зачем? Ты же еще и читать - то не умеешь!".  А он в ответ: "Хочу в туалет ходить, как взрослые!"

ромашка5975
#11 | 29.06.2016 | 22:40 | 0
Вот и пожалуйста - подражание родителям! Уж точно не научат они ребёнка читать!!!

наТека
#13 | 29.06.2016 | 23:34 | 0
Да уж, наглядный пример Наталья Николаевна привела... cool

ромашка5975
#10 | 29.06.2016 | 22:39 | 0
Вот именно - одноклассников!!! А литературу преподавала у нас одна из лучших учителей города!

наТека
#12 | 29.06.2016 | 23:32 | 0
А у меня привязанность и особые отношения к литературе как раз от учителя и еще от нашего библиотекаря. Но это, наверное, исключение, которое еще больше подтверждает правило. Все в первую очередь идет, конечно, из семьи.

ромашка5975
#15 | 29.06.2016 | 23:43 | 0
Я уже здесь неоднократно писала о том, что моя семья (папа, мама, старший брат) читали очень много, читали всегда. И в школе учительница была замечательная, прививала нам любовь к книге. Всё это вместе и повлияло на моё отношение к литературе в целом.

ромашка5975
#18 | 30.06.2016 | 10:14 | 0
Я в 11 классе советую прочитать рассказ "Свеча горела". Автор Майк Гелприн. Читали, Наталья Николаевна?

наТека
#21 | 30.06.2016 | 11:33 | 0
Нет, Елена Владимировна, не читала, к своему стыду. Беру на заметку. Спасибо за рекомендацию. cry

ромашка5975
#23 | 30.06.2016 | 11:41 | 0
А я сама прочитала только несколько месяцев назад, порекомендовала этот рассказ (он совсем небольшой) зав. кафедрой филологии нашего ИРО. Рассказ фантастический, о том, что литература несёт в себе вечные ценности, поэтому она и вечна!

наТека
#24 | 30.06.2016 | 11:46 | 0
Ой как здорово, я сейчас еще работаю над проектом по чтению, это прямо в тему! tongue

super-777
#25 | 30.06.2016 | 15:40 | 0
Замечательный рассказ!

наТека
#34 | 01.07.2016 | 16:13 | 0
Прочла сегодня рассказ. Действительно классный! И емкий по своей сути. Страшно становится, если представить воочию предполагаемый автором сценарий развития нашего будущего в плане гуманитарного блока. Радует, что все-таки "свеча горела"...

ромашка5975
#37 | 01.07.2016 | 17:17 | 0
И создаётся такое впечатление, что она будет гореть вечно, так же, как и вечно будут жить книги классиков !

наТека
#39 | 01.07.2016 | 18:44 | 0
Да, Ваша правда!

matematik1
#19 | 30.06.2016 | 10:27 | 1
У нас вечером были 0,5 часа для семейного чтения. Все садились за круглый стол и читали. Так мне родители привили любовь к чтению. Сейчас дети редко общаются с родителями. В будние дни дети ещё спят или уже спят, а родители ушли и пришли с работы.

наТека
#22 | 30.06.2016 | 11:38 | 0
Ну, к сожалению, да! Многие родители вынуждены работать так. И тем не менее не все, но некоторые думают и о последствиях такой заброшенности ребенка, предпринимая определенные усилия.

super-777
#26 | 30.06.2016 | 15:45 | 1
Списки для чтения - это, действительно, беда! Видели бы Вы лица родителей пятиклассников, когда классный руководитель по моей просьбе огласила задание на лето, раздав списки для чтения! Было понятно, что в начальной школе их этим не озадачивали. А возгласы детей: " И это все читать?!"
Обратила внимание и на то, что раньше дети завороженно слушали, как читает учитель, что называется "в рот заглядывали", а сейчас как ни старайся - им не интересно. Единицы любят читать и слушать чтение. И это печально!

наТека
#28 | 30.06.2016 | 17:33 | 0
Мы каждый год участвуем в акции "Читаем детям о войне", там как раз один их элементов - чтение вслух. Пятиклассники слушают всегда с большим интересом, особенно когда достучишься до них.

super-777
#29 | 30.06.2016 | 18:28 | 0
Вот именно, как достучаться до детей, которые не слышат стук в душу и сердце?!

ромашка5975
#30 | 30.06.2016 | 18:45 | 0
А мы всё равно стараемся на каждом уроке это сделать!!!

наТека
#32 | 30.06.2016 | 19:20 | 0
Да может быть и есть отзвук, просто он тихий и его не слышно в общем шуме?

ромашка5975
#33 | 30.06.2016 | 19:33 | 0
Умеют дети слушать! И радуются вместе с героями громко, вслух... И плачут над судьбами героев ("Лапти" Бунина читали - плачут, слёз не стесняются)... Не всё потеряно в наших учениках! Нужно только это хорошее постоянно "будить" в детях!

DAN64
#40 | 01.07.2016 | 23:35 | 0
Мои тоже плакали и не стеснялись об этом говорить.

Латышева
#55 | 03.07.2016 | 14:58 | 0
А я не могу без слез читать "Бабку" Осеевой. Всегда ищу аудиозапись. Сильнейшее произведение.

DAN64
#56 | 03.07.2016 | 15:02 | 0
Это произведение мне хорошо знакомо. Ситуация аналогичная.

irina212326
#62 | 05.07.2016 | 12:05 | 0
С детства не могу без слёз читать произведения о войне. Особенно тяжело, когда тебя слушают дети. И голос предательски дрожит, и слёзы наворачиваются. Всё чаще приходится пользоваться аудиозаписью.

vikusik46
#41 | 02.07.2016 | 01:29 | 0
Да, тема наболевшая... С дочерью читаем "Приключения Гекльберри Финна" по 3 главы в день, это первая книга за лето, хотя уже пошел второй месяц каникул. Может, успеем наверстать. В прошлом году оказалось, что из всего класса Катя одна прочитала летний список книг, потом на переменах рассказывала одноклассникам. В прошлом году книги, которых не было дома, скачивала в интернете, сейчас все можно найти.

ромашка5975
#43 | 02.07.2016 | 08:02 | 1
Виктория Валерьяновна, и нравится Кате читать? Я сама в детстве в восторге была от похождений Гека и Тома! biggrin

vikusik46
#64 | 12.07.2016 | 11:33 | 0
Елена Владимировна, если честно, не очень, заставляю! Катя сказала, что нравится, но не очень, потому, что любит романы читать!  surprised Тайком читает Паустовского "Золотая роза".  
Я в детстве Тома Сойера с удовольствием читала, а Гека Финна не осилила, только начало.

наТека
#65 | 12.07.2016 | 13:39 | 0
И правильно делаете, что не заставляете, Виктория Валерьяновна. Ребенка надо в первую очередь заинтересовать, чтобы он сам захотел прочитать. Ну а если уж не читается какая-то вещь, значит не его.

vikusik46
#66 | 12.07.2016 | 14:20 | 0
Я думаю, заставлять надо, а то совсем от рук отобьется...

наТека
#67 | 12.07.2016 | 23:07 | 0
Нет,если именно это произведение у ребенка не идет, пусть читает тогда другое. Конечно, полностью на самотек все оставлять нельзя.

vikusik46
#68 | 14.07.2016 | 07:10 | 0
Осталось совсем немного, осилим!

irina212326
#53 | 03.07.2016 | 07:07 | 0
В моей семье читали всегда. В доме была большая библиотека, хотя книги было трудно достать. В книжном магазине записывались в очередь на приобретение книг. Часто приходилось покупать книгу с нагрузкой. Мама очень хотела, чтобы мы с сестрой читали. Не всегда подходы к тому, чтобы привить нам любовь к чтению были лояльны. Например, когда мне было семь лет, разбудив утром, мама сказала: "Хочешь вечером погулять - должна выучить "Бородино". Но я очень благодарна ей. Все стихотворения, которые выучила в детстве, помню до сих пор. За списком литературы на лето мама в школу ходила сама и тщательно отслеживала, чтобы всё было прочитано, а содержание кратко записано в читательский дневник.

наТека
#58 | 03.07.2016 | 19:19 | 0
Ну не знаю...Хорошо, что хорошо закончилось, как говорится. Ведь если книга идет в нагрузку к прогулке, вряд ли это добавит к ней любви.

irina212326
#61 | 05.07.2016 | 12:00 | 0
Поэтому в своей семье старались избегать таких методов. Дети читают с удовольствием. На праздники дарят друг другу книги.

наТека
#63 | 05.07.2016 | 13:36 | 0
В нашей семье тоже, особенно ребятишкам.

Латышева
#54 | 03.07.2016 | 14:56 | 0
А у меня мама более 40 лет проработала в детской библиотеке. Не знаю, по какому принципу она отбирала мне книги для чтения, но читаю я по сей день. И сестра, и отец. И мама сама. И лучший подарок для мамы - бумажная книга. Хотя и подарили ей электронную.
А списки... Интересную книгу дети и без списка прочтут.

наТека
#57 | 03.07.2016 | 19:16 | 0
Так автор статьи (Олейников) как раз и поднимает проблему этих списков. И говорит о том, что зачастую они формальные и ребенок интуитивно противится им. И что мы, взрослые, должны пересмотреть к этому отношение. Татьяна Анатольевна, если интересно, перечитайте его статью - просто наберите автора и проблемы детского чтения. Статья очень любопытная.

Латышева
#59 | 03.07.2016 | 19:30 | 0
Спасибо. Мы с коллегами оставляем списки сами. Стараемся учесть интересы деток. Не всегда получается. wink

наТека
#60 | 03.07.2016 | 20:24 | 0
Это замечательно, что интересы ребят учитываются. Вот побольше бы нам таких понимающих педагогов и родителей. Но не в ущерб учебному процессу, естественно.


Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@psolovev.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.
Индекс цитирования