Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не смогут никакие, даже самые лучшие, учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были одарены подлинным талантом воспитателей.
Одним из таких талантливых педагогов был Антон Семенович Макаренко. В 1917 году он оканчивает Полтавский учительский институт с золотой медалью. А вскоре перед молодым советским государством встала серьезная воспитательная проблема. Гражданская война, голод, разруха - все это тяжело отразилось на миллионах семей.Дети-сироты скитались по городам и селам, путешествовали на крышах железнодорожных вагонов, мерзли, гибли.
Вошло в обиход слово "Беспризорник". Сменив семью на улицу, а школу на воровство, подростки под "присмотром" наставников из уголовного мира готовились стать налетчиками. Случалось и такое. Необходимо было срочно оказать этим ребятам помощь - дать им кров, пищу и учение. Стали создаваться детские дома и колонии.
В 1920 году Макаренко дают колонию для малолетних преступников. Зная нынешнего Макаренко, нам все кажется естественным. Но представим себе тридцатидвухлетнего молодого человека из культурной среды учителей. Представим себе, что значит для такого человека отправиться в глушь, взять на себя ответственность за преступников, которых привозят ему в черных каретах и сдают из-под нагана. И все же он берет колонию - в будущем знаменитую.
Педагогика Макаренко - педагогика борьбы и мужества. В воспитательном деле он вел себя прежде всего как мужчина. Не боялся риска, брал на себя ответственность, смело шел на обострения - и всегда выигрывал. Для него ребенок ни добр, ни зол, а таков, каким сделает его общество, коллектив. Макаренко безгранично верит в возможности человека изменяться и столь же безгранично - в силу воспитания.
"Мой мир - люди, - пишет он будущей своей жене, - моей волей созданная для них разумная жизнь в колонии... Мой мир - мир организованного созидания человека..." Идеи Макаренко, его методы нашли дорогу в научные труды по педагогике, о нем рассказывают с институтских кафедр, о нем пишут.
Если бы пришлось перебирать многих знаменитых людей - кто из них знал счастье? - то А. С. Макаренко можно было бы назвать в числе первых. Он написал прекрасные книги и узнал славу: "Педагогическую поэму" еще при его жизни читала вся страна. В свое время Антону Макаренко пророчили звание профессора истории - он же занял место не на кафедре, а в самой истории.
С тех пор прошло почти сто лет, но многое осталось неизменным: дети-беспризорники, подростки-преступники, в школах непослушные ученики. А мы ломаем головы, что же нам делать с такими детьми. А ответ прост - поучиться у Макаренко. Ему было гораздо тяжелее, чем нам.
Макаренко уважаю искренне. Но - ой-ли! Неизвестно, что проще - воспитывать беспризорника, которому ты открываешь светлый мир, или заевшегося баловня, у которого папа-мама "все могут и знают, что учитель - обслуга".
Да у таких и отношение к педагогам как к людям второго(или третьего) сорта... Им за деньги можно все (или почти все) - вот их философия, если таковая у них имеется...
"Педагогическая поэма" одно время была моей настольной и вечерней книгой. Перечитывала её бессчетное количество раз. Особенно потрясающие страницы о периоде завоевания Куряжа. Это как же надо было сплотить коллектив, чтобы он, бросив обжитое, налаженное хозяйство с готовностью окунулся в разваливающийся Куряж! Ещё ни один коллектив, кроме макаренковского, не достигал самого высокого уровня развития. И это случилось с коллективом тогда, когда колонисты стали коммунарами! Лутошкин назовёт его "горящим факелом", а И.П.Иванов - 5 уровнем "Общей творческой гражданской Заботы"
Я не берусь судить: сложней или проще было Макаренко тогда в плане работы с беспризорниками. Я скажу лишь одно. Пытался я примерять его одежды. Не подошли, великоваты и сильно великоваты. И сам себя же начал успокаивать, мол колоний-то таких по России-матушке было немерено, только результаты сложились у одного Антона Семеновича. Ну, может, еще у пары-тройки педагогов. И все. А остальные... Что, собственно, особенного было у Макаренко, что позволило ему стать Макаренко? Ум, воля, прежде всего, и, на мой взгляд, какая-то нечеловеческая одержимость. Это Человечище, без преувеличения и бесприкрас!
Ум, воля, прежде всего, и, на мой взгляд, какая-то нечеловеческая одержимость.
Николай Иванович, уж извините, но Вы сперли... мой комментарий. Именно так и я думаю, педагогика Макаренко не более, чем воля одного человека, будь он сам другим, не было бы его трудов. Это педагог отмеченный самим Богом, в стране в которой в бога не верили, но верили лишь силе. Мараренко - сильный. Он личность, с которой нельзя было не считаться. Вот и весь ответ про его секрет, ответ очень просто - это он сам.
Согласна с вами отчасти. Потому что все же его педагогика передаваема! Его находки о сводных отрядах впоследствии подхватили другие педагоги. Вспомните: С.Шмаков, И.Иванов, В.Караковский. А движение коммунаров в 60-е году, которым была охвачена вся страна! И сколько их было коммунарских отрядов, возглавляемых удивительными комиссарами. А идеи, принципы работы были позаимствованы у все того же А.Макаренко. Да и в 20-е годы не он один сделал прорыв в педагогике! Вспомните находки С.Шацкого, В.Сорока-Росинского (его знаменитая ШКИДа), А И.Ионин? Это всё плеяда талантливейших педагогов, которые, работая параллельно, приходили к одному и тому же знаменателю: коллективному воспитанию!
Так я и не отрицаю, Николай Иванович! Попробовал бы кто-нибудь другой влепить затрещину Задорову, неизвестно, что было бы! Первые колонисты почувствовали его силу, не физическую, а человеческую, педагогическую! Потому и пошли за ним, потому и верили, доверяли ему, а он умел верить своим воспитанникам...
Эх, нам бы хоть какую-то толику прав Макаренко да в наши школы! Может быть, если бы треснуть счетами одного - другие задумались бы? А сейчас, скорее всего, треснут в ответ! >(
Увы, со времён Макаренко количество сирот и беспризорников в стране увеличилось в разы.И отдельные его методы воспитания сейчас бы оказались вне закона. Но от них пользы было больше, чем от нашего гуманного воспитания. "Педагогическую поэму" читала с огромным удовольствием. Есть чему поучиться!
Из выступления японской учительницы Чикако Окасаки. «В Японии, - сказала она, - Макаренко изучают не только педагоги, но и ведущие менеджеры, руководители высшего звена».Там "Педагогическая поэма" А. С.Макаренко стоит на почётном месте у каждого директора школы. Невероятно!