Наконец-то, в середине января, у нас выпал снег! Измученная долгими дождями земля с благодарностью укрылась пушистым белым покрывалом. Все искрится-переливается! Рады не только дети, но и взрослые: вытащили санки, ледянки, коньки, лыжи – и вперед! Лыжная трасса в Юсуповском парке работает. Горки заледенели. Каток залит и функционирует.
Кто куда, а мы в Ледовый дворец «Дружба». Суббота, большинство людей выходные и отправились они вместе с детворой кататься на лыжах и санках. Поэтому в «Дружбе» желающих было немного. Последний показ ледового шоу «Буратино» был утром, тренировки фигуристов и хоккеистов вечером.
На катке я встретила свою давнюю знакомую, да, пожалуй, и подругу. Слишком часто мы пересекались по жизни, поэтому иногда созваниваемся по вечерам. Она – терапевт и по совместительству работает в межрайонном военкомате.
Утомленные двойными и тройными тулупами и сальховами («А на меньшее я не согласен»), танцевальными дорожками (во избежание столкновения с более опытными конькобежцами) и поддержками четвертого уровня (друг друга, чтобы никого не придавить при падении!), мы решили немного отдохнуть и поболтать. И тут-то и попала я в неприятную ситуацию!
Сейчас в военкомате проходит первоначальная постановка на учет призывником. С этой ситуацией каждый из нас знаком, описывать не стану, да и суть не в этом. Для этого нужна характеристика.
«Характеристика в военкомат – это специализированная бумага, которая составляется с целью формирования общего представления о военнообязанном, оценки его поведенческих особенностей, и степени его соответствия тому или иному направлению военной деятельности. То есть в данном документе должна содержаться информация о том, какие социальные, психологические, личностные особенности характеризуют молодого человека. Основная цель данного документа – помочь комиссии понять личность человека с целью подбора для него максимального подходящего варианта прохождения военной службы.»
Характеристика выдается на руки ребенку и с ней он отправляется в военкомат. Ожидая своей очереди часть парней обнаружила, что их характеристики практически идентичны. Ну, фамилию-имя-отчество-дату рождения поменяли. Естественно, им стало весело.
А мне стало грустно. Это мы с вами, коллеги, напечатали такие характеристики. Мы допустили в них орфографические ошибки, которые обнаружили не только психолог и врач, по долгу службы читавшие их, но и сами ребята. А дома это прочитали родители. Понятно, что написали характеристики классные руководители старших классов и кураторы групп в СПО и вузах. Но все они – учителя в понятии обывателей. И, следовательно, большинство учителей – безграмотны.
Понятно, каждый имеет право на ошибку. Не хочу утверждать, что я всегда пишу без ошибок. Но ведь сейчас очень легко проверить правописание слова в Интернете, раз уж лень обратиться к словарю. Неужели, грамотность – это прерогатива только филологов?
Лично мне стало стыдно. Расстались мы, конечно, на хорошей ноте, откатав произвольную программу на подрагивающих ногах «на бис!». Но, как говорится: «Ложечки нашлись, а осадок остался».
Коллеги, а приходилось ли вам попадать в подобные ситуации? Или, грамотность учителя в современных условиях не так уж и важна?
Татьяна Анатольевна, у нас в этом году тоже снег выпал поздно. Я писала характеристики в военкомат в сентябре. Они получаются практически одинаковые из-за шаблона, который выдают в военкомате. Я должна ответить на их вопросы, а не написать характеристику на ученика.
Татьяна Анатольевна, конечно, различия есть. Мальчишки же разные. Но и сходства много: вредные привычки, группа здоровья, отношение к воинской службе. Много таких вопросов.
Учителя, особенно в последнее время очень много допускают ошибок в документах, в методических материалах. На мой взгляд, такого быть не должно. Могут быть случайные опечатки, допускаю, но ошибки грамматические не должны пестрить. В любом случае, необходимо тщательно вычитывать текст.
Но не могут же быть все дети из одного учреждения: "Замкнут. С трудом идет на контакт."? Мы пришли к выводу, что образец характеристики был просто взят из Интернета и в него вставили личные данные детей. Это их и развеселило.
Ох, Татьяна Анатольевна, и проблему Вы в выходной день затронули! Думала, что хотя бы в эти выходные волноваться ни о чём не буду. Я-то рассчитывала увидеть фото великой фигуристки Белгородской области (по совместительству учителя начальных классов), а тут такое... Одинаковые характеристики - это одна сторона медали, а вот ещё есть и другая: написанные не только как под копирку, но ещё и с огромным количеством ошибок. Всегда стыдно бывает, как будто сама эти характеристики написала. Поэтому Ваши чувства сейчас прекрасно понимаю!
К сожалению (или к счастью) фото не будет. Я забыла шнур от фотоаппарата в школе. Особенно странной становится ситуация, когда классные руководители ругают детей за плохие отметки по русскому языку, вызывают родителей, а сами пишут "матиматика". Это видят не только дети, но и их родители. И это не выдумки, а реальная "матиматическая история".
А по этим "многим" судят обо всех учителях. Вот представьте, эти дети сейчас возвратятся в свое учебное заведение. Как Вы думаете, какое у них будет отношение к тому, кто написал и выдал им эти характеристики? Мы, учителя, сами во многом виноваты в таком отношении к нам.
Вот представьте, эти дети сейчас возвратятся в свое учебное заведение. Как Вы думаете, какое у них будет отношение к тому, кто написал и выдал им эти характеристики?
Я думаю, что не слишком изменится! Например, мои старшеклассники очень хорошо разбираются в людях! Если, конечно, автор характеристики не работает с учениками недавно, то дети (в военкомат же приглашают не малышей!) хорошо знают ему цену, причём как профессиональную, так и человеческую, - подумаешь, одной деталью больше... Среди учеников есть недобросовестные двоечники, а учителя чем хуже? Тем более в последнее время так любят сравнивать детей с учителями: взять хотя бы ту же форму!
А может быть эти многие и не знают о том, что они пишут с ошибками. Им никто об этом не говорит, никто не исправляет. Вот и уверенность в том, что всё замечательно.
Как Вы правы, Татьяна Анатольевна! Согласна с Вами. Но бывает ошибка из-за невнимательноси учителя. Ой, да по разным причинам. Учитывать нужно и человеческий фактор. Хотя это не оправдание, конечно же.
Ситуация неприятная, что и говорить. Но вот о чем подумалось: одна из причин этой ситуации в том, что школу и учителей буквально захлестывает "бумажное цунами". Каких только справок-характеристик-отчетов не приходится писать бедному педагогу! И не удивительно, что в конце концов срабатывает инстинкт самосохранения и "бумажки" начинают составляться "без участия мозгов": "Все равно никто читать не будет". А тут вот прочитали...( И "копирку", и ошибки ни в коем случае не оправдываю. Но понимаю.
Татьяна Анатольевна, Вы молодец, что так активно отдыхаете! Я считаю, что учитель должен писать и говорить правильно. Ведь ученики же берут пример с нас. А что касается характеристик, то иногда бывает такое, что очень сложно написать разные характеристики, если действительно дети замкнуты и не проявляют себя. Причем таких ребят бывает несколько, но думаю индивидуальность в подростке все равно можно рассмотреть.
А что касается характеристик, то иногда бывает такое, что очень сложно написать разные характеристики,
В военкомате этим характеристикам придают большое значение. Прежде чем написать, надо взвесить все "за" и "против". Из-за нашей "копирки" парень не сможет попасть в тот род войск, в который хочет. (Поверьте, есть еще те, кто хочет служить).
Татьяна Анатольевна, в выходные надо отдыхать, а не касаться учебной стороны. К ней с какой стороны не подойдёшь, везде одни косяки. И если бы не наша любимая работа, то отдых бы у Вас получился на славу. А так себя загрузили, да и нас тоже!
Татьяна Анатольевна, молодец, что умеете полезно проводить время. Отлично отдохнули и здоровья набрались! Так держать! У нас тоже теперь есть снег. Зима пришла!
Ситуация получилась некрасивая. К сожалению, не все педагоги могут грамотно писать характеристики. Часто они у нас получаются шаблонные, особенно в военкомат.