Будущих педагогов сегодня нужно учить работать в команде
18.02.2017 | Комментариев: 32
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и начальной школы принципиально изменили подходы к работе, которыми пользуются педагоги. Соответственно, изменения пришлось вносить и в учебные программы педагогических вузов. Вопросы подготовки будущих учителей к работе по новым стандартам в дни работы Четырнадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования" корреспонденту РИА Новости прокомментировал ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко.
- Игорь Михайлович, какими компетенциями должны обладать педагоги для успешной работы по новым образовательным стандартам для начальной и основной школы?
— Главное, что они должны уметь — это самостоятельно составлять образовательные программы, по которым предстоит работать. Для этого надо уметь выявлять образовательные дефициты школьников и правильно на них отвечать, конструировать нужные задачи, отвечающие мотивации учеников. Также необходимо научиться работать в команде, поскольку формирование компетенций — всегда командное дело.
- Что изменилось в работе Вашего университета после вступления в силу новых образовательных стандартов?
— Мы задумались об изменении практики студентов. Сейчас она более тесно связана с академическими курсами. Стали использовать модульный подход, когда блок дисциплин и практических занятий взаимоувязаны с формированием учительских компетенций.
- С какими сложностями Вам пришлось столкнуться при переводе обучения педагогов на новые стандарты высшего образования?
— На наш взгляд, они оказались слишком подробными, пришлось создавать очень много ненужных бумаг. К тому же странно, что стандарты ссылаются на примерные программы. Это серьёзная юридическая коллизия, когда в правовом документе мы видим ссылку на рекомендательный документ. Обязательной для выполнения нормой не могут быть рекомендации. Здесь серьезная ошибка.
- Когда Ваши выпускники приходят на работу в школу, насколько легко им адаптироваться в педагогических коллективах, возможно, привыкших пользоваться менее современными подходами к работе?
— Думаю, что основные проблемы все же связаны с периодом наработки личных педагогических техник и навыков: дисциплина в классе, общение с коллегами, школьная отчетность и разные обязательные мероприятия. К этому надо специально привыкать, а универсальных способов педагогической работы нет. Каждый должен искать личные педагогические техники. На это требуется время. Первые три года работы в школе самые трудные.
- Занимаетесь ли вы профессиональной переподготовкой педагогов? Насколько опытным педагогам бывает трудно перестроить свою работу по новым принципам и моделям?
— Да, ежегодно мы учим несколько тысяч учителей-практиков, повышаем их квалификацию. С каждым годом видим, что индивидуально повышать квалификацию в условиях новых стандартов всё труднее. Один учитель справиться с новыми стандартами не может. Мы стараемся постепенно переходить на командные формы повышения квалификации. В этом случае содержанием образования учителей становится та проблематика, которая выявляется в ходе диагностики метапредметных навыков конкретных учащихся тех школ, учителя которых приходят на курсы. Это новое направление нашей работы.
Речь идет о формировании компетенций. Например, сначала мы дружно (всем коллективом!) учим детей работать с учебником, затем задавать вопросы, потом оценивать ответы и т.д. Работаем Всем коллективом, в команде!
Начинать учить работе в команде следует с администрации. Сколько учителя не учи, если директор и его замы настроены против учителя, результат будет нулевой. Моя 40-летняя работа в учебных заведениях убедила в этом. Объединить может цель, которую сформулирует директор, четко определит задачи и функции каждого педагога. Огромную роль играет справедливая оценка работы членов команды и тактичность при разборе недостатков и ошибок. И еще, до тех пор покуда учитель перегружен отчетами, изготовлением разного рода портфолио, добывания справок о прохождении "повышения квалификации", сталкиваясь при этом с непонятной системой назначения "стимулирующих"( точнее с полным отсутствием этой системы), трудно говорить о командной работе, о прогрессе в образовательном процессе. Часто ли учителя отмечают правительственными наградами? Пусть поднимут руки у кого есть орден или медали за многолетний, изнурительный и мало оплачиваемый труд. Боюсь это будут единицы. А ведь образование - важный элемент в стратегии национальной безопасности. Какая тут "командная работа"!
Мне не совсем понятно, о какой команде идет речь? Команда педагогов вообще или команда молодых педагогов? Если последнее, то молодых педагогов в таком количестве нет, чтобы создавать команды.
"Главное, что они должны уметь — это самостоятельно составлять образовательные программы, по которым предстоит работать. пришлось создавать очень много ненужных бумаг. К тому же странно, что стандарты ссылаются на примерные программы. Это серьёзная юридическая коллизия, когда в правовом документе мы видим ссылку на рекомендательный документ. Стали использовать модульный подход, когда блок дисциплин и практических занятий взаимоувязаны с формированием учительских компетенций. Обязательной для выполнения нормой не могут быть рекомендации. проблемы все же связаны с периодом наработки личных педагогических техник и навыков: дисциплина в классе, общение с коллегами, школьная отчетность и разные обязательные мероприятия. К этому надо специально привыкать, а универсальных способов педагогической работы нет. Каждый должен искать личные педагогические техники. индивидуально повышать квалификацию в условиях новых стандартов всё труднее. Один учитель справиться с новыми стандартами не может. Мы стараемся постепенно переходить на командные формы повышения квалификации".
Невежество в педагогике характерно для педВУЗа. Дисциплина есть результата воспитания, а не средство воспитания - писал Макаренко. Именно за неисполнение Рекомендательных документов Минобразования и систематически чиновники наказывают учителей. Ректор педВУЗа об этом даже не знает. Модульный подход был осужден Наркомпроссом еще в 30-х годах прошлого века, как приведший к ухудшению знаний учащихся. Универсальным способом педагогической работы является воспитание, создающее в воспитаннике, в ученике мотивы и потребности в получении знаний. Об этом также не догадывается Ректор педВУЗа. Переход на командные формы повышения квалификации доказывает профессиональное невежество преподавателей Курсов повышения квалификации учителей, пренебрежение педагогическим опытом Макаренко и его последователей, которых травили в СССР и еще сильнее травят в нынешней России чиновники от педагогики в силу классовой ненависти к носителям развития (учителям) подрастающего поколения. Хороший рабочий с их точки зрения это глупый рабочий.
Михалыч ничего не путает? "— Главное, что они должны уметь — это самостоятельно составлять образовательные программы, по которым предстоит работать. Для этого надо уметь выявлять образовательные дефициты школьников и правильно на них отвечать, конструировать нужные задачи, отвечающие мотивации учеников. Также необходимо научиться работать в команде, поскольку формирование компетенций — всегда командное дело." Ещё недавно он был замминистра, вот бы и составлял программы. А учитель мог бы спокойно работать, не заморачиваясь этими бумажками. Хотя примерно половина публикуемых на сайтах учительских разработок, прошу прощения, как раз и есть "рабочие программы"...
Главное, что они должны уметь — это самостоятельно составлять образовательные программы... Мы всё должны... Только я думаю, что я должна учить детей...
Поживём- увидим! Но то, что надо готовить будущих учителей к работе по новым стандартам, очевидный факт. Более основательно надо проводить практику для будущих учителей. К сожалению,нынешняя практика студентов в школах часто проводится формально и мало чему учит будущих учителей. Необходимо также увеличить продолжительность пребывания студентов на практике. В 80-е годы будущие учителя были на различных практиках в лагерях, клубах, школах не менее 9 месяцев за 5 лет обучения, а сейчас студенты находятся на практике не более 2 месяцев.
В 80-е годы будущие учителя были на различных практиках в лагерях, клубах, школах не менее 9 месяцев за 5 лет обучения, а сейчас студенты находятся на практике не более 2 месяцев.
У нас, конечно, практики было много, было чему научиться!
"В 80-е годы будущие учителя были на различных практиках в лагерях, клубах, школах не менее 9 месяцев за 5 лет обучения, а сейчас студенты находятся на практике не более 2 месяцев".
Главное не количество часов практики, а качество получаемых навыков. А навыкам учителей не учат ни в ВУЗе, ни в школе на практике. Учителя с первого года работы вынуждены своими шишками набивать методику и познавать педагогику.
И очень не просто научить работать в группе. Есть такие дети, которые слишком много хотят на себя взять (и могут подавлять остальных), а есть такие, что я бы тихонько отсиделся, а "5" поставят всем. Но в основном, конечно же, детям нравится.
Безусловно, Светлана Дмитриевна, научить работать в группе, в команде, всех очень сложно! Для этого и необходимы задания, которые предусматривают работу каждого члена этой группы.