Знаете ли вы, что внедрение современных технологий в школы стало одной из самых длительных и затратных образовательных инициатив? Но уже сейчас можно с уверенностью говорить, что использование этих технологических решений повлекло за собой кардинальные изменения в образовательном процессе.
Однако для того, чтобы массово внедрить ИКТ-технологии и получить полноценный эффект от использования компьютерной техники, важно создать образовательную среду, доступ к которой будут иметь все участники процесса. Важно не только оборудование, но и изменение образовательных практик учителя.
Пришло время новой образовательной реальности — модели «1 ученик: 1 компьютер». Это образовательная среда, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Переход к ней требует построения комплексной информационной инфраструктуры образовательного учреждения, выстраивания системы мониторинга происходящих в школе изменений и деятельности по алгоритму внедрения данной модели.
Нельзя также забывать о том, что приоритетной составляющей изменений, происходящих в образовательном процессе, является обеспечение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), реализация которого органично вписывается в уроки с использованием модели «1 ученик: 1 компьютер».
Несмотря на растущий интерес к данной модели, одним из камней преткновения на пути к масштабному распространению ее в школах является недостаток опыта, результатов внедрения и масштабных исследований, а также оценки эффектов такого внедрения на уровне отдельных школ, регионов, республик.
Не хватает фактов, свидетельствующих о том, что внедрение модели «1 ученик: 1 компьютер» приносит масштабируемые и устойчивые эффекты.
Ожидалось, что мы должны увидеть обновленные педагогические практики, которые будут преобразованы с учетом используемых технологий.
Также требовали подтверждения постулаты (наблюдения) о том, что инструменты модели «1 ученик: 1 компьютер» позволяют обеспечить:
● высокий уровень мотивации обучающихся; ● возможность работы с мобильными устройствами вне школы; ● доступ к широкому спектру инструментов и ресурсов; ● возможность привлечения родителей к учебному процессу; ● возможность совмещения индивидуальной и групповой работы, организацию проектной деятельности в рамках урока; ● построение индивидуальной траектории развития для каждого обучающегося.
Проведенное независимое исследование позволило оценить результаты проекта с позиций эффектов для конечного потребителя.
1. Может ли реализация модели «1 ученик: 1 компьютер» в школах проекта привести к заметным изменениям в образовательном процессе и повысить его качество?
2. Какие школы стали участниками пилотного проекта и почему?
3. Каким образом изменились учебные и образовательные достижения учащихся?
4. Что нового появилось в работе учителя, как изменился внутришкольный климат?
5. Как повлияло внедрение модели 1:1 на взаимоотношения родителей с детьми и со школой?
Ответы на все эти вопросы вы можете получить в материалах исследования и отчете по его проведению. А насколько это соответствует действительности и какого эффекта можно добиться за два года работы в модели «1 ученик: 1 компьютер», можно узнать, посмотрев видео:
Чтобы работать по этой модели "1 ученик: 1 компьютер" учитель должен быть обеспечен не только персональным компьютером, но и множеством подготовленных (уже готовых) ресурсов. Если учитель сам будет для каждого урока готовить материалы, то на жизнь просто не останется ни сил, ни времени.
Перед тем, как в классы пришли ноутбуки для учителей и нетбуки для учащихся (1:1), администрация школы предоставила возможность пройти обучение всем нашим педагогам-начальникам. А поскольку техника приходила во многие школы, то учили нас всех в управлении образования в несколько потоков. У каждого есть сертификат об этих курсах, олднако все работают по-разному: кому интересно и кто хочет сам, тот идёт вперёд, развивается и учит этому детей, а у некоторых работают только ноуты с презентациями, скачанными из сети, а детские нетбуки лежат не востребованы. Человеческий фактор! Хотя возможности таковы, что каждый учитель может создать тесты с разными видами заданий и тремя возможностями вариантов ответов от одного до свободного ответа с клавиатуры, отправить на уроке по сети детям, задать время и потом показать не только набранный каждым результат тестирования в процентах (автоматическая обработка), но и средний балл по классу. Здорово стимулирует! А как экономит время: проверять не надо! Захотел посмотреть ошибки детей, сохранил в отдельную папочку. Чудо-техника!