НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Лидия Петровна, благодарю за внимание и поддержку! Всегда рада Вас видеть!
Татьяна Анатольевна, благодарю за внимание к работе и позитивный комментарий.Все...
Зоя Андреевна, спасибо, что зашли на мою страничку.Спасибо за добрые слова.
Наталья Николаевна, благодарю за интерес к работе.Всего наилучшего!
Татьяна Анатольевна,спасибо за внимание к рксурсу.
Раиса Поликарповна, благодарю за интерес к моей работе.
Спасибо, Марина Юрьевна, за внимание к ресурсу и позитивный комментарий! Рада бы...

Как научить грамотно писать

Педагогический опыт

22.10.2016


Вечер. Позади уроки, проверка тетрадей. Неторопливо шагаю домой, наслаждаясь свежим воздухом. В голове мелькают эпизоды сегодняшнего дня. В 7-ом классе повторяли правописание ь после шипящих согласных. Все вроде бы хорошо, только Роман Иванов пишет слово «мяч» с мягким знаком. С восьмиклассниками повторяли правописание н и нн в суффиксах причастий и прилагательных. И так эпизод за эпизодом.



Захожу по дороге в гастроном, интересуюсь рыбным отделом. И тут в глаза бросается ценник со словом «лещ» с четко вписанным мягким знаком. Конечно, продавцу все равно с мягким или без мягкого знака. Ему главное - продать. И покупателю, может, тоже без разницы. Важно, чтобы рыба была вкусная и свежая. Ни тот, ни другой не виноваты, что в русском языке ч и щ всегда мягкие и после них напрашивается мягкий знак.

А мне стало не по себе. Желание купить что- либо пропало. В душе появилось необъяснимое чувство. То ли стыд, то ли разочарование.

Мысли не дают мне покоя.

Вот есть Пушкин, Моцарт, Ньютон, Рафаэль. У каждого своя стихия, свой особый талант. Возьмем, к примеру, Пушкина. Он гений в поэзии. А Ньютон? Он истинный ученый, физик. Прекрасно разбирался в числах и формулах.

Так и в классе есть и Моцарты, и Ньютоны. У каждого свой мир. Одни имеют врожденный интерес к математике, им мир чисел ближе и понятнее; другие обладают врожденным языковым чутьем и считают, что превыше всего слово; третьи воспринимают окружающий мир через звуки и краски. Каждый из этих миров по- своему прекрасен и уникален.

А как же их научить правильно писать (во всем смысле этого слова)? Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать. И не просто писать, списывать упражнения, а писать, любя каждое слово, интересуясь им. Любить слово - значит любить и язык. Любить язык - уважать его историю, традиции, его правила. А русский язык, согласитесь, очень богат правилами писания. Тут и слитное написание, и раздельное, и через дефис, и приставки, и суффиксы…

Чтобы будущего физика или экономиста, инженера или технолога не упрекать в грамотности, я должна прежде всего научить уважать русский язык, любить его с малых лет. Чтобы языковое чутье стало врожденным, стало единым целым с формулами и теоремами, с нотами и красками. Никакие зубрежки, ежедневные словарные диктанты не повысят грамотность, если ученик не будет любить слово, не будет чувствовать его.

А как же привить уважение к слову? Задача однозначно нелегкая.

Как это ни печально, но «живое слово» не пробуждает в душе современного школьника душевного отклика. Редко можно услышать красивую монологическую речь, а о грамотности… Время требует от детей совсем другое. Практичности, хваткости, порой даже жестокости. «Быть романтиком, мечтателем некогда»,- иронично скажут они. Так из года в год ученик отдаляется от слова.

И тут учителям – словесникам приходится запасаться терпением и идти в «бой». В «бой» с коварным врагом – компьютером. Именно он полностью заслонил путь к художественной литературе. Я не отрицаю, что компьютер – источник знаний, но источник без души и чувств. Ребенок не прикасается к книге, не листает, не ощущает её дыхание. Просто не понимает, что книга живая. А ведь она живет. И жизнь ей дарит слово.

Слово обладает красотой, своим ароматом, в нем звучание весенних гроз, проливных дождей, цветение черемухи. В нем и радость, и слезы, и грусть, и восторг, и умиление. Слово убивает и воскрешает, ранит и исцеляет. В нем могучая сила.

Нельзя терять живое слово. Нужно развивать дар слова, учить слушать, говорить, читать, воспринимать все лучшее, что создано мастерами слова. Со словом обращаться надо осторожно, не обижать его.

Подхожу к дому. Под ногами неугомонно хрустит снег, мой верный собеседник. Как там тот лещ? Как ему живется?

Завтра снова к детям, снова уроки. Уроки о «великом и могучем русском языке». И снова буду прививать вкус к языку, тягу к слову. И это надо делать легко, незаметно, красиво. Иначе нельзя.

Автор: Сидорова Алла Ивановна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2329
9

s
sbayden
#9 | 12.12.2016 | 15:11 | 0 [Материал]
Спасибо за боль, за любовь и за то, что любите русский язык, а не то, чем сегодня изобилует мир: дикое смешение грамматических норм, невозможно-невероятное коверкание слов. Где же детям научиться писать правильно, если смс просит "простоты"!

A
Alla Ivanovna
#8 | 23.11.2016 | 13:48 | 0 [Материал]
Здравствуйте, коллеги! Огромное спасибо за отзывы! Творрческих успехов Вам в работе и в личной жизни! Благодарных, талантливых учеников! И, конечно же, терпения, терпения, терпения...

PElena
#7 | 30.10.2016 | 16:31 | 0 [Материал]
Алла Ивановна, большое спасибо за замечательную работу! Помнится раньше в школе на предметных уроках снижали оценку за грамотность. И хоть я не учитель русского языка, но больно читать работы ребят, в которых ошибка на ошибке. И по русскому языку стоит "4". Вот что это? В кабинете литературы вдруг вспоминаются правила? Или не хочется задумываться о правильном написании на других предметах - ведь все равно оценку не снижают? Всегда волновал этот вопрос. Успехов Вам в конкурсе!

matematik1
#6 | 29.10.2016 | 17:59 | 0 [Материал]
Замечательная работа! Очень правильные мысли, которые хорошо показывают нам реалии нашего дня! Удачи в конкурсе!

svetlaychok
#5 | 27.10.2016 | 18:42 | 0 [Материал]
Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителенА. И. Куприн

Вы,  Алла Ивановна, затронули очень важную тему. Ваша эссе показывает, насколько Вы неравнодушный человек, сеющий доброе, вечное...

putilova80
#4 | 26.10.2016 | 20:10 | 0 [Материал]
Думаю, каждый учитель русского языка и литературы, читая Ваше эссе, узнает себя. Несколько лет назад не купила босоножки только потому, что на ценнике было выведено"босАножки". Наверное, это профессиональное) Спасибо!

Школьница
#3 | 26.10.2016 | 14:44 | 0 [Материал]
Подписываюсь под каждым словом, каждой запятой! Как же красив и богат наш родной язык и как же обидно из-за неграмотности подрастающего (да и не только, чего уж греха таить) поколения.
Поэтому на учителях (словесниках особенно) лежит великая задача - научить любить язык, а через него и страну, малую Родину, родителей. Всё это связано неразрывно!

nhekzkz0529
#2 | 26.10.2016 | 11:45 | 0 [Материал]
Прекрасная статья. Спасибо!

GOR154
#1 | 25.10.2016 | 21:42 | 0 [Материал]
Созвучно мыслям этого дня! СПАСИБО!!!



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт