НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо, Раиса Поликарповна, за внимание к моим ресурсам!
Спасибо большое, Галина Геннадьевна, за внимание к публикации и доброжелательный...
Ваша викторина, Елена Владимировна, очень мне сейчас нужна! огромное Вам спасибо...
Елена Владимировна, большое спасибо за тренажер! Использую в работе с девятиклас...

Как? Уже? Пора подводить итоги? Как? С благодарностью!

Педагогический опыт

23.10.2016


Я – учитель. А что это значит? И когда этот путь мною начат?
Этот путь был по-доброму прожит? Он умножил счастливые дни?
Он принёс вам хорошие вести? Подарил вам улыбки и песни?
Я как с другом его проживала, и итоги пора подводить!
Я – учитель! Я – учитель! И итоги мне пора подводить!
Я – учитель. А что это значит? Значит, надо решать мне задачи!

Значит, надо решать мне проблемы! Ожидает меня детвора!
30 лет уже отдано детям! Этот путь пролетел незаметно!
Напряжённый! Счастливый! Весёлый! Я – Учитель! К итогам пора!
Я – учитель! Я – учитель! Я – учитель! К итогам пора!

Когда я слушаю песню «Добрый вечер! А что это значит?», мне всегда хочется перефразировать таким образом: «Я – учитель. А что это значит?». И вот представилась такая возможность. Не удержалась – перефразировала оба куплета этой доброй песни. В моём варианте отражается суть моей учительской деятельности. Но…всё по порядку.



И когда этот путь мною начат?

Я родилась и выросла в многодетной семье. Я была одной из старших, у меня младших братьев и сестёр ещё пятеро. Согласитесь, по нынешним меркам – это уже класс малокомплектной школы. Сейчас я понимаю, что именно в те детские годы зародилась идея в моём детском сознании стать учительницей начальных классов, как моя первая учительница Васильева Валентина Филипповна. В школе готовимся к концерту – я дома с соседскими девчонками для младших и для родителей организую концерт; в школе читаем по ролям – дома тоже надо распределить роли и читать; в школе генеральная уборка – дома тоже устраиваем аврал и опять с распределением обязанностей; учитель проверяет тетради – и я туда же, у младших надо проверить. И всё было душевно, ненавязчиво, играючи, и, самое главное, родители поддерживали все мои начинания, или, по крайней мере, не мешали – делом были заняты. В старших классах учителя обнаружили у меня задатки вожатой - само собой получалось организовывать игры на переменах с малышами. Меня выбирали командиром пионерского отряда, затем комсоргом в классе, назначали ведущей концертов ко Дню учителя. И мне хотелось стать «доброй и строгой, мудрой и чуткой», т. е. такой как в стихах, которые я читала наизусть своим учителям со сцены. Выбор был между учителем начальных классов и учителем математики. Разрешил этот выбор директор школы Я. Т. Пимнев, замечательный педагог, который написал мне замечательную характеристику-рекомендацию для поступления на физмат в ИГПИ. Из 104 первокурсников на старте до финиша дошли чуть более половины. Многие покинули стены альма-матер после первой практики. А меня первая практика заставила поверить в себя и в правильность выбора профессии. Как, оказывается, приятно и ответственно быть Людмилой Михайловной, прямо как в старых, добрых фильмах. Жители села к тебе приглядываются, оценивают; коллеги помогают, подсказывают, снисходительно улыбаются твоим промахам, и искренне радуются удачам; ученики уважают, просят, нет, требуют, «чтоб на следующую практику - к нам!» И вот я - «недавно из стен институтских», «понимаешь, мама, я – учитель, это мне решили поручить их – сорок душ и восемьдесят глаз»…

Этот путь был по-доброму прожит?

Да, он умножил счастливые дни. Счастье - утром спешить в школу, знать, что тебя ждут, знать, что ты нужна. Но… по дороге в школу обязательно надо остановиться и поговорить с родительницей какого-нибудь ребёнка, рассказать ей только хорошее о её сыне или дочери; надо остановиться и поговорить с директором Дома Культуры и предложить ей включить в концерт номер моего класса, который мы вдохновенно репетируем по вечерам; надо остановиться и поговорить с соседкой, поинтересоваться делами её дочери – уже студентки; надо остановиться и поговорить с бабой Лизой – долгожительницей нашего села, расспросить о здоровье, а об остальном она сама расскажет: о колхозах, о начале войны, о Сталине, Молотове, Хрущёве, споёт частушки, пожелает доброго дня и отпустит «с миром на работу». И вот так, по-доброму, начинается каждый день. Завуч школы, ныне пенсионерка, обгонит меня, улыбнётся и скажет по-доброму: «Раньше надо выходить, сама ведь знаешь, что просто так до школы не дойдёшь». А в школе кипит жизнь! Жизнь по обучению жизни!

Какая школа без учеников,
Без шумных перемен и без оценок.
Без классов, без портфелей, без звонков -
Безо всего того, что в школе ценим.
И хоть нам трудно кажется порой
Учиться и чего-то добиваться.
И друг за друга быть всегда горой.
Идти вперед и с цели не сбиваться.
Но все же школа учит нас всему,
Что может в жизни взрослой пригодиться.
И следует наверно потому
Без лени и уныния учиться.

В унисон этому я советую своим воспитанникам: на переменах отдыхать активно; оценки получать только хорошие, ну а если не получается, можно всякие, но только иногда, по крайней мере, трагедии из этого не делать, взять за девиз слова «всегда можно всё исправить, нужно только захотеть!»; помнить о том, что не за горами «последний школьный рассвет», жить в классном коллективе стараться так, чтобы оставить о себе в сердцах одноклассников добрый след, а, иначе, как потом встречаться; на примерах прошлых своих выпускников рекламирую необходимость ставить перед собой цели и добиваться их; на уроках к месту и ко времени рассказываю об успехах старших братьев и сестёр моих учеников, о том как учились их родители (всё про всех помню и всегда говорю, что все мои ученики – самые любимые), слушают с благоговением, мы становимся после таких воспоминаний-лирических отступлений роднее, атмосфера на уроке становится теплее, душевнее и урок продолжается по-доброму, с добрым блеском в глазах, с желанием не пасть лицом в грязь, показать, что они не хуже, чем их родители. Вот так продолжается мой учительский путь.

Он принёс вам хорошие вести?

Сколько замечательных вестей за эти годы получено! Наш номер в конкурсе инсценированной песни занял первое место и мы будем открывать этим номером концерт 9 мая! Гордость переполняет всех без исключения! Наш класс выиграл в конкурсе «Класс года»! Ура! И опять наш класс выиграл в конкурсе «Класс года»! Опять ура! Все обнимаются, жмут друг другу руки, похлопывают по плечу! Правда, есть небольшое разочарование – не все радуются за нас… Объясняю, что в жизни будет по-разному… Главное, чтобы вы умели радоваться успехам других. Наш ученик прошёл в финал конкурса «Ученик года»! Ура! У нас лучшие результаты ЕГЭ! Ура! У нас будут медалисты! Ура! Выиграли в соревнованиях! В конкурсах! В олимпиадах! Контрольную написали на «отлично»! Пробный ЕГЭ сдали без двоек! Экзамен будем сдавать в новой форме! Ура! На ЕГЭ будут видеокамеры! Ура! «Во всём ищите позитив!» – девиз наших последних лет, который я активно пропагандирую и помогаю внедрять в жизнь умения находить во всём позитив через систему разных упражнений и игр. «Просто так надо жить, чтоб неустанно радость и любовь дарить».

Подарил вам улыбки и песни?

Моё предложение в конце каждой четверти: через улыбки и хорошее настроение постройте мост взаимных отношений – нарисуйте друг другу улыбку, прикрепите к ней хорошее пожелание, вот вам и закладка на память от одноклассника. И никто не знает, кто кому подарит эту закладку. Рисуют минуты две-три, украшают с любовью и волнением, оглядываясь друг на друга, интрига сохраняется. Рисуют под замечательные песни: «от улыбки хмурый день светлей», «иди, мой друг, всегда иди дорогою добра», «если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо», «всё мы делим пополам» и другие. Последние аккорды. Таня дарит закладку на память Коле, Коля – Оле, Оля – Денису и так далее. Это надо видеть, как в эти моменты дети преображаются, они опять становятся родными, они откровенно улыбаются и не могут скрыть своих положительных эмоций. «За это можно всё отдать, и потому в детей я верю!» - перефразирую опять на свой лад. Замечу, что такие упражнения я провожу абсолютно во всех классах, а не только в своём, как классный руководитель. Вот так вот и идём по школьной жизни, желая друг другу исполнения желаний, вселяя надежду на то, что мечты сбываются. «Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Значит, надо решать мне проблемы!

Сколько неразрешимых проблем разрешено за годы учительского пути! У «хорошиста» способного ученика выходит всего одна «3» за четверть, он, понятное дело, переживает, но сам не может пойти к учителю - остаюсь с ним после уроков, обсуждаем сложившуюся ситуацию, вместе идём к учителю. Ребёнок пришёл в свой день рождения грустным, в течение дня создаём ему настроение, но он всё равно не может радоваться – оказывается, поссорился накануне дома с родителями, и праздник ему не праздник и домой не хочется идти, в разговоре по душам вспоминаем хорошее из его детства, связанное с родителями, разговорился, но не уверен, что его ждут дома с улыбками. Утром на следующий день первое, что он мне говорит: «Вы были правы - стол, гости и подарки были, только вечером». Сам радостно светится, опять его родители – самые лучшие! Плачет девочка-отличница, натурально плачет – никак не может понять тему «Векторы» (она и правда трудная), задачи не получаются, скоро контрольная. Ищу её после уроков, веду в кабинет, шаг за шагом, медленно, сто раз одно и то же – начинает светлеть взгляд, появляется улыбка: «Это же легко!» Несколько дней индивидуальных консультаций – и за контрольную «5». Бывают очень «трудные» родители, которые уверены, что их ребёнок – гений, только мы его недооцениваем. В обратном и не убеждаю, для всех родителей свои дети самые лучшие – это и не обсуждается, так и есть. Приглашаю на День открытых дверей, где родители могут увидеть лучшие качества своих детей. После посещения нескольких уроков, очень активная мама, отчитала при всём классе своё чадо: «Даже я всё поняла, ты почему понять не можешь?» Прямо как в анекдоте:

Сын плохо учится и вечно твердит, что учитель к нему придирается. Наконец отец с сыном отправились в школу. Отец спрашивает учителя:
- Почему вы придираетесь к моему сыну?
- Придираюсь? Он же ничего не знает. Вот, посмотрите. Сколько будет 6х8?
- Видишь, папа? Он опять начинает!

Напряжённый! Счастливый! Весёлый! – вот такой мой учительский путь. Одному учителю известны сладостные муки «постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, уважения и любви к детям, безграничной верности делу». Самое главное в моей профессии – не навредить. Эта библейская заповедь для меня - настольная. Надо научиться понимать внутренний мир ребёнка. Знание этого мира поможет успешно воздействовать на личность ребёнка для раскрытия его способностей непосредственно на уроках. Именно урок позволяет ребёнку под руководством учителя «…чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше…» (К. Д. Ушинский). Я стараюсь услышать внутренний голос учеников на уроках, который, может быть, они сами не слышат, но он где-то сидит в подсознании:

Ученик как на плаху выходит к доске.
Две шпаргалки запрятаны в левом носке.
Отчуждённость в глазах – глубже спрятать свечу
(Я идти не хочу, не хочу, не хочу.
Ведь меня не зовут, чтоб любить, чтоб лечить,
а зовут уличить, уличить, уличить!)
Вам не нравится эта картина, как крик? -
Класс. Учитель. Зевота. Стоит ученик…
Как мне вам объяснить, чтоб могли вы понять,
что нельзя вам ни строить его, ни ломать,
Как нельзя изготовить цветка лепесток,
если в вашей руке молоток, молоток.
(Если б вместо него вам бы тоже - свечу,
Я на этот огонь захочу! Полечу!)
Как прекрасен итог: сколько знаний всего
Вы вложили в него! А всего – ничего:
Чур от сих и до сих – истин сто прописных,
Нудных правил-законов пустой хоровод…
Из учебной программы решёток стальных
Отпустите его – пусть душа оживёт!
Пусть в воскресшей душе закружит карнавал:
Пушкин, Моцарт, Ключевский, Тарковский, Шагал…
Отпустите его – пусть душа воспарит,
Если в спящей душе ещё что-то горит,
Если вы не успели свечу затушить…
А иначе нет смысла и повода жить!

Р.S: Участие в конкурсе я с благодарностью посвящаю своим родителям, учителям и ученикам!

Автор: Кутырева Людмила Михайловна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2311
14

1 2 »
Л
Людмила Кутырева
#14 | 13.11.2016 | 08:27 | 0 [Материал]
Марина Юрьевна, спасибо! Действительно, не знаешь, как слово наше отзовётся, но здесь, на этом портале все такие мудрые педагоги, все всё у всех правильно понимают! Да здравствует учительство России!

GOR154
#13 | 10.11.2016 | 16:40 | 0 [Материал]
Спасибо за честную и добрую работу!

Л
Людмила Кутырева
#12 | 07.11.2016 | 16:24 | 0 [Материал]
Наталья Евгеньевна! Спасибо!!! Какие тёплые пожелания от приятной коллеги!

farnat55
#11 | 06.11.2016 | 23:26 | 0 [Материал]
Людмила Михайловна, с большим интересом прочла Вашу работу. Все мысли и рассуждения настолько близки и знакомы, что просто задели за живое и заставили задуматься. Спасибо за искренность, душевность и мудрость. Успехов Вам и Удачи!

Л
Людмила Кутырева
#9 | 02.11.2016 | 13:39 | 0 [Материал]
Елена Александровна, спасибо Вам за внимание к моей работе и за чудесный отзыв!

Л
Людмила Кутырева
#8 | 31.10.2016 | 15:16 | 0 [Материал]
Ромашка - мой любимый цветок. В центре - солнце (в каждом ребёнке солнце, только надо дать ему светить!), и белые лепестки, (каждый как белый чистый лист бумаги - что будем каждый день писать в душе ребёнка, то и выйдет на пороге школы). Мы же ещё поработаем над душой рёбёнка, Ромашка? )))

ромашка5975
#10 | 06.11.2016 | 20:38 | 0 [Материал]
Обязательно поработаем, Людмила Михайловна! Да у нас ещё столько времени впереди, столько работы!!!

PElena
#7 | 31.10.2016 | 15:09 | 0 [Материал]
Людмила Михайловна, спасибо Вам за замечательное, теплое подведение итогов! Ловлю себя на мысли, что было бы замечательно, если бы каждый учитель мог с такой благодарностью писать о пройденном пути. Долгих Вам лет и плодотворной работы!

ромашка5975
#6 | 30.10.2016 | 22:13 | 0 [Материал]
В последнее время я тоже стала чаще задавать себе вопросы: "Неужели скоро уходить? Как я буду жить без школы, без детей?" Осталось чуть-чуть. Но унывать не хочется. Нужно эти "чуть-чуть" прожить-проработать так, чтобы именно они запомнились больше для всех!

Л
Людмила Кутырева
#5 | 26.10.2016 | 22:30 | 0 [Материал]
Спасибо за добрые отзывы! Жаль осознавать, что впереди уже меньше, чем позади! Но... мы не привыкли унывать! Ещё посеем доброе, разумное, вечное! Удачи!

русиш
#4 | 25.10.2016 | 21:32 | 0 [Материал]
Людмила Михайловна, я прочитала Вашу статью с огромным удовлетворением и благодарностью! как много сделано, сколько дано и решено, а сколько еще впереди! Мне уже тоже пора подводить итоги, и я, читая, поняла, что мои мысли в том же направлении движутся. Благодарю Вас за искренность, за мнение,за добро! Всего доброго!

1-10 11-13


БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт