НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо за полезную информацию, прочитала с интересом. Всего доброго!
Лариса Юрьевна, спасибо за всегда актуальный материал. Всего доброго!
Елена Аркадьевна, очень стильно! Настоящее торжество! Всего доброго, дальнейших ...
Татьяна Анатольевна, спасибо Вам за интересное предложение. Красивая гирлянда! П...
Татьяна Владимировна, спасибо за интересную идею по применению бросового материа...
Ирина Евгеньевна, спасибо Вам за интересную познавательную игру. Дальнейшего Вам...
Галина Анатольевна, очень неожиданный вариант шаблонов Вы предложили. Интересно!...

Размышление постороннего

Педагогический опыт


29.08.2016
Когда несколько лет назад три декана разных факультетов начали заманивать меня поработать в школе, я сказал, что ненавижу егэ. Ответ был: этого не будет, в школе есть физик и он (она) берёт это на себя. Тогда я сказал, что терпеть не могу бумаг, но и тут меня успокоили, что обойдутся без них. В итоге проработал там год. И с тех пор поглядываю на сайтах, что пишут в конспектах уроков учителя физики.

А вот тут вижу добровольную кабалу и рабство. Каждый учитель пишет: «Орг момент 1-1,5 мин…

Цель: формирование целостной картины мира на примере процесса колебаний.
Планируемые результаты:

личностные:
 формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
И т.д. Сколько времени, сил, бумаги, памяти компьютера уходит на это однообразие!


Впечатляет, конечно, «целостной картины мира на примере…», только кто это поймёт? Самое большее, перепишет кто-нибудь без долгих размышлений.
Мне же кажется, что для методической статьи необходимо иметь ОДНУ НОВУЮ МЫСЛЬ, которой хочется поделиться с коллегами, просто не терпиться. Да и похвалиться, и получить похвалу понимающего человека, а не дежурное «Спасибо за ресурс. Покажу своим физикам».


Вот вам конкретный пример. Разработка «В мире колебаний», девятый класс. Учитель после долгого описания Целей и Планируемых Результатов начинает вводить детей в тему: «… Скажем, каждый год к нам приходит весна, распускаются цветы, деревья, наступает лето... и т.д.- каждые 75 лет к земле возвращается комета Галлея».

И что? Ладно, я бы называл нашу родненькую планету чуть более уважительно, Земля, но главное, выписал бы на доске или в презентации даты появления этой вечной странницы:

… 1531 – 1607 –1682 – 1759 - 1835 – 1910 – 1986…

смотрите, вторая дата – Кеплер сам видел, третья – Ньютон и Галлей. Четвёртую ПРЕДСКАЗАЛ Галлей с ошибкой в год, но многое поняв. И вот 1986 год – это уже мы. Я. И от великого Кеплера до меня, как мне казалось раньше, бесконечно далеко, просто древнее время. А сейчас всего 5 моих паспортных данных, или всего лишь пять полных оборотов кометы!

Более интересно заметить, что сегодня она приближается к своей самой дальней от Солнца, и от нас, точке своей орбиты.

Другое рассуждение на эту тему связано именно с ошибкой Эдмунда Галлея в год с лишним (планировал 1758 г, а в перигелии она явилась 13 марта 1759-го), но именно с 1759 г комету и стали называть его именем. То есть это астрономические часы, но ходят как-то не очень равномерно. А вот старший современник Галлея, директор Парижской обсерватории Джованни Кассини заметил совершенно ничтожные изменения в затмениях спутника Юпитера, в пределах 30 секунд на протяжении земного года, и ужасно переживал из-за этого. Тоже часы, с периодом в полтора земных суток. Как это в космосе могут быть опоздания? А им суждено было сыграть огромную, важнейшую роль в мировой науке.

Всё это может увлечь детей, послужить темой того, что называют проектной деятельностью.

В этом я вижу смысл, а не в заполнении формальных граф в Пояснительной Записке. Полвека читаю лекции по физике, но не было двух одинаковых лекций, и никогда не написал ни одного конспекта ни к одной лекции, только на сложенном пополам листочке клетчатой бумаги из обычной тетрадки набрасываю план предстоящей лекции. А на самой лекции его даже в уках не держу, и могу по ходу вспомнить что-то новое, или начну отвечать на вопрос из аудитории, которые очень люблю.

©
Старшов Михаил Александрович
Старшов Михаил Александрович
Портфолио
Разработки
Блог автора

Понравилось? Сохраните и поделитесь:
ссылки

413
2
patasha
#1 | 08.09.2016 | 23:45 | 0
Спасибо! Интересная информация!

ynot
#2 | 12.09.2016 | 17:01 | 0
Наталья Ивановна, благодарю Вас за то, что в такую напряжённую первую неделю учебного года нашли время, силы и желание просмотреть и оценить мои заметки. Конечно, ждал отклика хоть кого-то из физиков, но подарок пришёл совсем с другой стороны, тем он приятнее. biggrin




Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)