Как часто мы слышим эту фразу «Гуманная педагогика». И кто не знает авторов, мэтров, классиков этой самой педагогики! Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Иоган Генрих Песталоции…! Наши отечественные: Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семёнович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский…
Это они провозгласили идеи гуманизма в образовании! А подхватили и развили идеи гуманизма современные педагоги-новаторы. И, казалось бы, что тут обсуждать? Сегодня быть этой педагогике! Это веяние, требование времени!
Но меня всё чаще волнуют вопросы: «Так ли всё на самом деле? Что мы вкладываем в это понятие, как реализуем идеи на практике? И насколько возможна реализация в наше непростое, жёсткое время?»
А может всё же лучше готовит к жизни авторитарная педагогика? Потому что в большой жизни человеку ох как нужно умение приспосабливаться, подчиняться, прогибаться, в конце-концов; беспрекословно исполнять распоряжения начальства…
Так я его, Наталия Михайловна и выразила в последних двух абзацах! Это же не для красного словца! Я действительно начала сомневаться, а на самом ли деле нужна нам гуманная педагогика? Приспосабливаются, социализируются лучше те, кого приучили к правилу: "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак". Или я не права?
Авторитарнаяпедагогика игнорирует факт развития личности, способности человека к саморегуляции, права детей. Гуманнаяпедагогика строится на общечеловеческих ценностях: вера в высшее (не обязательно - в Бога), в праведность, в любовь, в ненасилие, в добро.
И тем не менее "механистичность стиля легко реализуется на практике в особенности в случае классно-урочной системы обучения (наиболее распространена); внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны" разве не так у нас на практике? Разве не этого требуют с нас чиновники свыше?
Думается мне, что хорошими руководителями могут быть те, кто мог быть хорошим подчиненным. Ведь хороший подчиненный - это человек, который может вовремя обуздать свои эмоции и сделать, как надо. Меня в соседнем блоге обвинили в авторитаризме, хотя коллеги в школе говорят, что я куда более демократична, чем многие учителя начальных классов. Но я при демократичности и готовности обсуждать и принимать решения вместе с детьми, искренне считаю, что есть вещи, которые они должны делать просто потому, что так им сказали взрослые.
А давайте посмотрим, что такое авторитарная педагогика: 1. строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений. 2. ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения. 3. довольствуется учётом психологических особенностей детей. Продолжать?
Гуманная все-таки развивает интеллект, не требует тупо повторять, что "Наташа Ростова - идеал..." и не моги, Господи, возразить (в наше время); решать задачу только способом, предложенным учителем. Говорить на пионерских сборах всем т"только так"... Вспоминаю с содроганием свои школьные годы. Но, благодаря, учителям-пономарям-репродукторам, пришлось до всего доходить самой. И только два педагога из 15 стали эталоном для меня: именно они использовали интуитивно элементы гуманной педагогики, провоцируя нас МЫСЛИТЬ, именно МЫСЛИТЬ.
Светлана Викторовна, согласна. Только вот неувязка какая! На педсоветах, совещаниях какая педагогика процветает? Какой стиль управления избирают наши руководители школ? Бытует утверждение, что раб может воспитать только раба. А кем чаще всего мы себя в школе ощущаем под грузом отчетов, приказов и проч., и проч. и проч.?
Ну очень риторический вопрос! Но я осмелюсь задать вопрос несколько другого характера? А была ли и есть ли у нас гуманная педагогика? Коли есть, то откуда это -
Цитата
"Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак".
? Наверное, это все-таки последствия авторитарной педагогики. Тогда почему гуманная педагогика так и не смогла прорасти на нашей благодатной школьной ниве? Срез общества это демонстрирует более, чем наглядно.
Вот! И я о том же! Декларировать-то мы декларируем! А нужны ли обществу личности, воспитанные на идеалах гуманной педагогики? И есть ли она на самом деле в школах, где главным мерилом успешности школы выступает у вас ЕГЭ, у нас ЕНТ?!
Видел я эту гуманизацию на практике в школе! Все построено на крике и приказах. Учителя так на уроке кричат на детей, что стены дрожат. Зато дети на перемене отрываются, орут.