В одном из обсуждений результатов итогового сочинения проскользнуло слово «профанация». Говорящий имел в виду, что этот экзамен одиннадцатиклассникам сдать очень легко, что за него практически не ставят «незачёт», что проводится он «для галочки». Так является ли профанацией итоговое сочинение? Как известно, это сочинение введено в состав экзаменов с целью проверки умения учеников рассуждать и привлекать литературный материал в качестве аргументов. Занимаясь подготовкой учеников к этому экзамену, я увидела, как увлечённо рассуждают они, пытаясь «подогнать» действительно прочувствованные и понятые ими произведения (увы, немногочисленные) к заданной теме. Развитие гибкости мышления, свободный выбор книг – вот что на самом деле интересно в этой работе. Ностальгия по прошлому сочинению, на мой взгляд, неуместна. В прошлом экзамен по русскому языку был традиционно совмещён с экзаменом по литературе, или, правильнее сказать, по литературоведению. Формой его являлось сочинение, тематически связанное с программными литературными произведениями, причём выпускник должен был излагать общепринятую интерпретацию художественного текста. В выигрышной позиции были те ученики, которые обладали ярко выраженным гуманитарным типом мышления и острой восприимчивостью к слову. Анализировать произведения с литературоведческой точки зрения способны далеко не все. Вспомните медальные комиссии, которые «рубили» приверженцев точных и естественных наук. В современном варианте сочинение по прочитанному тексту (ЕГЭ по русскому языку) вполне адекватно отражает речевые способности учеников. А знание определённого круга литературных произведений успешно выявляет итоговое сочинение.
Ольга Ивановна, Вы о каком сочинении говорите? начали об итоговом (допускном), а в конце написали о сочинении на ЕГЭ? Профанация это или нет- зависит от школы, учителя, учеников. От подготовки к этому сочинению. В современном варианте сочинение по прочитанному тексту (ЕГЭ по русскому языку) вполне адекватно отражает речевые способности учеников. И это списывать научились. Так что очень спорно, что "адекватно отражает речевые способности учеников".
Галина Геннадьевна, вы совершенно правильно заметили, что начала я с итогового сочинения и перешла на сочинение ЕГЭ. В результате получилось не совсем связно, поэтому хотелось бы прояснить свою позицию. 1) Сочинение-экзамен по русскому языку и литературе, которое писали выпускники прежде, до введения ЕГЭ, я считаю, некорректно отражало их знания и способности. 2) Итоговое сочинение-допуск вполне отвечает тем задачам, которые поставлены при его введении. Профанацией оно не является. 3) Сочинение ЕГЭ по русскому языку представляется мне правильной формой проверки способности ученика прочитать и понять текст, высказать и аргументировать собственное мнение. Списать его невозможно. Спасибо за ваше замечание.