На одном из педагогических сайтов наткнулась на рассуждения Ольга Васильевой об инклюзии в школе. Наш министр просвещения считает: «Инклюзивное образование надо восстанавливать, надо поддерживать. Если в обществе изменится отношение к детям и людям-инвалидам, то это общество изменится само!»
Вместе с тем, она высказалась за сохранение коррекционых школ и классов: «Моё чёткое мнение таково: там, где существуют коррекционные школы, классы, их следует сохранить». Кроме того, следует поднять престижность специальности «дефектология» - отечественная школа дефектологии была одной из лучших в мире, и ее нужно восстанавливать, заявила Васильева: «Мне было очень горько узнать, сколь низок в этом году был конкурс в вузах на специальность «дефектология». Это недопустимо, что столь важная специальность, которая к тому же имеет такие глубокие традиции в нашей стране, оказалась столь непрестижной». Васильева отметила, что восстановление отечественной школы дефектологии будет происходить в рамках национального проекта «Образование». «У нас есть сейчас на это в нацпроекте средства, мы будем это делать, это действительно очень важная задача», - подчеркнула она…
Я не поняла, а зачем надо было полностью сломать существующую систему коррекционных школ и классов, чтобы теперь «восстанавливать»? Чтобы найти применение «средствам нацпроекта»? Почему никто не спросил учителей: каково в классе массовой школы обучать детей с различными дефектами? Как чувствуют себя при этом учителя и дети?
В нашем поселке была прекрасная коррекционная школа-интернат. Пришла инклюзия, интернат закрыли, детей перевели в массовые школы, учителей куда-то пристроили. А теперь, оказывается, восстанавливать надо? Так а зачем же «до основанья», чтобы «а затем»? Не пойму! Одна я такая «непонятливая», коллеги?
Нет, Татьяна Анатольевна, не только Вы! Понятно, что детей надо адаптировать, но на мой взгляд, обучать их лучше в специализированной школе. Там созданы необходимые условия, есть (были) подготовленные кадры, имеются программы обучения. Просто всё в нашей жизни делается наперекосяк.
Все прекрасно знают, что я работала в коррекционной школе. Там я в специальной среде, по специальным учебникам и программам, в специальном режиме обучала детей. И получала за это зарплату на 25% выше. Почему теперь я должна учить детей с разными дефектами по разным учебникам в общеобразовательном классе? Сколько времени я могу им уделить?
/ Почему теперь я должна учить детей с разными дефектами по разным учебникам в общеобразовательном классе? Сколько времени я могу им уделить?/ Потому, что наши чиновники не знают положение в школах. Они видят только то, что хотят видеть. А то, что на бумаге--это не жизнь!
/Там созданы необходимые условия, есть (были) подготовленные кадры, имеются программы обучения./ Как я с Вами согласна! Раньше были специализированные школы и детей, действительно, обучали по специальным программам.
У нас в селе коррекционная школа ещё работает, привозят детей из многих районов республики. Там для них все условия, учителя имеют дополнительное образование дефектологов, чего не будет (при всём желании) в массовой школе.
Ой, как же эти жирафы с длинными шеями надоели, которым всё виднее, всё решают сами. Хоть бы мнение тех, что пониже, узнали, а потом принимали решение. Только и делаем, что разрушаем да возрождаем.
/Хоть бы мнение тех, что пониже, узнали, а потом принимали решение./ А нужно, ли наше мнение??? У нас девочка учится в четвертом классе (три года оставляли на повторное, отправляли на домашнее...). Потом все-таки решили пусть обучается в коллективе, а учитель составит коррекционную программу и занимается с ребенком.
Здесь, Лариса Викторовна, напрашивается другой вопрос: все ли дети нуждаются в обучении? Не приносит ли обучение вред их здоровью? Иногда бывает жутко смотреть на состояние ребёнка, к которому пришёл учитель. Видели ли ДЕЯТЕЛИ состояние таких детей? Я склоняюсь к тому, что для таких детей всё же главнее здоровье, а не обучение.
У нас осталась одна коррекционная школа на весь район. Но этого, как показывает статистика, очень мало. Нужны и коррекционные классы, как это было раньше. В прошлом году выпускалась девочка ЗПР, училась в обычном классе. Она в школу-то редко ходила, бабушку и маму обманывала, что болеет... Справки всё какие-то приносили. Она просто понимала, что не может, как все, отвечать, думать, рассуждать... Экзамены со 2-го раза только сдала.
/Она понимала./ И другие понимали. Ей было больно и обидно. А ведь ее вины здесь нет. Она просто не может так, как все. Она может иначе. А что-то (но не учеба) у нее лучше, чем у всех. Мы это понимаем, она понимает, другие дети понимают. Почему не понимают там, выше? Не всякая инклюзия хороша. ИМХО
Конечно, и больно, и обидно... Ребята не подавали вида, но среди всех в классе она всё равно была одна. Её никто не обижал, над ней не смеялись, но и дружить никто с ней не хотел.
А в коррекционной они - равные среди равных. Там эти дети "расцветают", раскрывают свои таланты, которые Бог им дал. Не читать быстрее всех, конечно, и писать без ошибок. Но они у деток есть.
Несколько лет назад в лагере у меня была девочка из школы коррекции, она так красиво наизусть стихотворение рассказывала. Конечно, для обычных детей оно тогда казалось очень детским, примитивным, просто не по её возрасту... Сейчас встречаю эту девочку, уже давно женщину, она здоровается. Это в отличие от всех остальных детей, кто тогда, 33 года назад, был с ней в отряде.
Сейчас в каждом классе сидят дети с ЗПР. Учиться в полную силу они не могут, а оставлять на второй год - смыла нет. Что хочешь в такой ситуации, то и делай.
В этом году в нашем ППЭ сдавал экзамены мальчик с ЗПР. И пересдавал тоже. На это тяжело смотреть. Он так нервничал, что нам в коридоре было страшно сидеть.
Я против инклюзии. Невозможно создать в общеобразовательном классе специальные условия. У меня 4 класс, 28 детей, 1 ребенок с ОВЗ. Тяжело ребенку. И в социальном плане, и в учебном. У коллеги 1 класс, 29 детей, 6 с ОВЗ! И всем от этого плохо. Учителю, детям, родителям. Считаю, что обучаться в массовой школе может только ребенок с легкой степенью, кому рекомендовано на ПМПК обучение по общеобразовательной программе. А про конкурс в ВУЗе тоже могу сказать - поступала год назад в НГПУ на дефектолога (магистратура). 10 бюджетных мест, абитуриентов было 46 человек. Кто смог пройти на бюджет, тот и остался учиться. Платить такие деньжища я бы тоже не стала. Так сделайте образование доступным, и будут у вас дефектологи. Как с учительской зарплатой еще магистратуру оплачивать?