Президент России Владимир Путин призвал пересмотреть программы преподавания литературы и русского языка, в первую очередь, в старших классах. Об этом он заявил на Российском литературном собрании. По его словам, изменение программы преподавания русского языка и литературы является первоочередной задачей в решении проблемы «безграмотности и примитивизма» молодежи. В частности, президент предложил увеличить число часов, отведенных на преподавание этих предметов в школах. «Сегодня этим предметам отведено мало времени. Несоразмерно их значимости», — заявил Путин. Он добавил, что важную роль также играют личность преподавателя и его способность мотивировать детей.
Одумались... Только так можно сказать после того, чтО было сделано с преподаванием литературы в наших школах. Досокращали часы... А сейчас опять с кого спрашивать? С личности преподавателя...
Сейчас параллельно слушаю последний концерт М.Задорнова. Через определенные промежутки времени включается запись, где журналист опрашивает по разным вопросам прохожих. Наповал сразили ответы на вопрос: "Как Вы относитесь к тому, что основатели театра Станиславский и Немирович "кинули" Данченко после того, как они все вместе его организовали". Народ не одобряет такого поведения... Вот к чему приводит наше усечённое образование!
В начале октября была на семинаре, где выступал профессор Б.Ланкин, автор новых учебников (ФГОС!!!) литературы. Он вообще предлагает отечественную классику убрать из школьной программы (10-11 классы).
Классики достаточно учащимся до 9 класса. А дальше - изучение современной литературы (и не только отечественной). Мне не понравились его высказывания о творчестве Куприна. У Чехова мы читаем "рассказики"... У нас с коллегами он вызвал только негатив.
Сегодня с удивлением познакомилась с темами сочинений для гимназистов царской России. У нас с детства сложилось впечатление, что это была школа зубрежки и муштры. Ан нет!
Анализ произведений Пушкина и Тургенева соседствовал с удивительно добрами, поэтичными, лирическими темами. Итак, вот некоторые из тем, предлагавшиеся гимназистам 12-13 лет в начале ХХ века:
Замирание нашего сада осенью.
Река в лунную ночь.
Встреча войска, возвратившегося из похода.
Лес в лучшую свою пору.
Пароходная пристань.
Дедушкин садик.
Прибытие поезда.
Вот "Темы для рассказов" для младших классов:
О том, что видела птичка в дальних землях.
История постройки дома и разведения при нем сада...
Великаны и пигмеи лесного царства.
А вот "Темы разнородного содержания" для старших гимназистов:
Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
Родина и чужая сторона.
О скоротечности жизни.
Какие предметы составляют богатство России и почему?
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
Это из методички 1906 года !При всей своей простоте, эти темы требовали серьезных раздумий, памятливости и наблюдательности. В них было уважение к ребенку как к личности, а не как к чемодану, который надо набить знаниями.
Ага. А еще при обсуждении образования, Сильные Мира Сего заявили, что учитель должен выражаться современно и предлагать ученикам "открыть свое рабочее поле", вместо того, чтобы открыть тетради. Так и представила себя во втором классе: "Откройте свои рабочие поля..."