Прочитав статью "Еще раз о метапредметности", решил поискать ролики по данной теме. Нашел один интересный. Ведущий, который представляет вступление, не понимает, что такое метапредметность. Далее, раскрывается суть такого вида обучения. Затрагивается много параллельных вопросов.
Выдержки: "Метазнания - это знания о том, как получить знания".
Термин "мета" дословно переводиться как "стоящий за".
Ребенок, под руководством педагога, сам формулирует себе задачу, развивает ее, планирует, анализирует, находит информацию, решает, оформляет. Метапредметность - это обучение деятельности.
Цель метапредмета - качественное приращение психики, когда ребенок понимает, что теперь он может делать то, чего не мог ранее. При составлении метапредметных заданий нужно соблюдать одно главное правило: само задание формулируется "скрыто". Не допускаются ни в коем случае вопросы типа "что общего...", "в чем разница...".
Если ребят спросить, что Вы изучаете в школе? Они ответят: "Физику, математику, химию, историю, и т.д.", никто не говорит: "Нас учат думать, размышлять, проводить исследования, анализировать, планировать свою деятельность, решать проблемы". Ничто не мешает учителю зайти в класс и объявить, вместо "Сегодня мы изучаем насекомых", такую фразу: "Сегодня мы должны решить проблему, но сначала эту проблему нужно сформулировать".
Я видела уже этот ролик, очень четко и ясно объясняется, все понятно. С 2010 года в нашей школе проходят семинары, круглые столы о метапредмете. Чтобы дать такой урок, очень много нужно "пропустить" через себя. Детям будет интереснее работать на таком уроке.
Правильное обучение так как учащиеся не будут делить предметы на надо и не надо. То есть цель будущего образования не научить учащихся а учащиеся должны получить знания а учитель это "Зона ближайшего действия" - наставник. То есть больше самостоятельности, открытости, умение мыслить и решать любые проблемные ситуации. Уроки шикарные. Но занимает много времени и большую подготовку к уроку.
В этом отношении начальной школе повезло. Уже разработан прекрасный курс "Мир деятельности" Л.Г. Петерсон, на котором дети как раз и учатся учиться, добывать знания сами. Уже во втором классе они понимают структуру урока "открытия нового знания", зачем нужны именно такие его этапы. Были специальные уроки о том, как и зачем ставить цель, причем не только в школе, но и в жизни. Дети очень любят эти уроки, а я вижу, как они полезны.
Еще раз повторяю, манипуляция сознанием. Человек получает мозаичные (кусочные , по простому) знания. Классическое образование дает системное, последовательное и взаимосвязанные знания. Человек получает кажущищие знания.
Может, вы и правы. Я об этом думала. С одной стороны, когда даешь открытый урок, все выглядит чудесно. Дети и цель поставят, и этапы урока назовут, и итоги подведут. Все умными словами. Проверяющие в восторге. Но в реальности помогают ли им эти знания, нужны ли они им? Большой вопрос...
А вот межпредметная связь должна быть. В советской школе в начале учебного года, математики, физики, химики согласовывали свои учебные планы. Математика - язык точных наук. Сегодня у всех свои стандарты и учебные планы по предметам не согласованы и никого это не волнует, в старшей школе : ДАЕШЬ ЕГЭ 100 БАЛЛОВ!
Совершенно верно "о том как получить знание". При конструировании метапредметного урока никогда в начале урока не сообщается его цель. Дети формулируют её самостоятельно. Задача учителя организовать эту деятельность правильно. Метапредметное задание по сути своей надпредметно (по Л.В.Занкову): предполагает использование УУД не только при решении учебной задачи, а проблем повседневной жизни. Ведь главная задача школы в традиционной системе - дать знания, а в развивающей - их добыть самому.