Прошу помощи у коллег! Буквально 10 минут назад позвонили из гимназии, предложили (читай - приказали!) выступить перед пенсионерами на занятии Университета "третьего возраста" по теме "По страницам русской литературы". Контингент - представители сельской интеллигенции (бывшие врачи, учителя, работники соц. служб...) Возраст - за 60. Время работы - до 45 мин.
В голове полный сумбур: о чем говорить, что читать, с какими вопросами обратиться к людям? Сама я ни разу на таких занятиях не была, что там и как - не знаю...
Надеюсь на вашу помощь. Принимаются любые предложения!
Терпите бедствие, Светлана Ивановна? Мы здесь!!! Я так поняла, что Вы должны рассказать что-то о русской литературе своим слушателям? А какой период Вы должны рассмотреть? Вспомните, что из русской литературы читать интересно Вам? Расскажите об этом... Или я что-то не так поняла?
Спасибо за быстроту реакции, Елена Владимировна! Вот так, как написала я ("По страницам русской литературы", до 45 мин.), было сказано и мне. О периоде, об авторах... ничего не оговаривалось. Как на Ваш взгляд, проза или поэзия? Может быть, почитать самой (люблю и хорошо знаю Друнину), а потом предложить слушателям - любые стихи, любых авторов, хоть четверостишие? Не напряжет ли народ это?
Думаю, что нет... А если это сельская интеллигенция, может, им ещё и прозу почитать? Вечного Зощенко? Показать актуальность его произведений... А ещё подумала сейчас об актуальности: "Трава, примятая сапогом" Аверченко...
Что мне было бы интересно послушать, Светлана Ивановна? Конечно же, из уст рассказчика (докладчика) стихотворения. Тем более, что вы Ю. Друнину обожаете. Интересно еще было бы услышать о нелегкой судьбе писателей, чьи имена возвратились к нам спустя годы. Я бы разбавила все это викториной вопросно-ответной формы или с предложением продолжить строки. А можно начать так, как начинал свои лекции Набоков: при зашторенной аудитории начинать открывать постепенно окно и говорить: "Это Пушкин", после беседы о нем - следующее окно распахнуть со словами.... И в итоге дать массу света и сказать: "А это Толстой!". В зависимости от количества собравшихся можно разгорячить аудиторию и предложить тренинг (если позволяет место): все становятся в круг, вы в центре. Пожалуйста, встаньте в круг те, кто любит Высоцкого, те, кто перечитывает Достоевского, пожмите руки друг другу те, кто любит поэзию; поднимите те, кто сам сочиняет. В качестве разогрева можно приготовить листочки- снежинки с каким-либо пожеланием собравшимся. Все это приемлемо для любой аудитории без ссылки на возраст. Главное, чтобы все были не пассивными слушателями, а активными участниками. Возможно, вы приготовите презентацию, где будут свои интересные задания, викторина, узнать по строкам произведение, по портрету писателя. У вас все получится, Светлана Ивановна, даже без наших советов. Те люди, которые придут к вам, и будут вашими помощниками. Ни пуха ни пера!!!
Да, слов нет, умеют у нас озадачить. Аудитория достаточно возрастная. Я думаю военная и проза и поэзия будет самое то. А интерактив конечно обязателен, Надежда Родионовна уже сказала, больше и не скажешь.
И все же Друнину оставлю: и тяжелая женская судьба, и стихи о войне, и наизусть могу почитать. Презентация есть, медали "Знатоку литературы" приготовила, шуточную викторину на лучшего знатока школьной программы сейчас сяду составлять. Спасибо вам, неравнодушные вы мои!
Конечно, если сразу возникла мысль о Друниной, то так и проводите. По себе знаю, то, что первым в голову пришло, то бывает верным, хорошо получается. Удачи Вам!
Устройте им рождественский бал с произведениями А. Пушкина. В форме викторины, предложите поимпровезировать в сценке (если есть мужчины можно и бал устроить под вальс Дога).
Я боюсь, на шуточные тесты подниму ли народ! Рассказывают, что в прошлый раз, когда говорили об украинской литературе, была лекция о творчестве В.Стуса с чтением стихов лектором.
Светлана Ивановна, Вы потом обязательно "отчитайтесь" перед нами: требуем выложить всё, что приготовите! Сами проведёте - о нас, ближних, подумайте: вдруг нам тоже пригодится...