НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо, Ольга Михайловна, за интерес к ресурсу! Действительно, некоторые профес...
Елена Владимировна, я очень благодарна Вам за добрые слова и оценку ресурса!
Спасибо, Ольга Михайловна, за оценку ресурса и внимание!
Спасибо, Марина Юрьевна, за внимание к ресурсу и позитивный комментарий! Рада, ч...
Спасибо за интересную новинку,Елена Владимировна!
Признательна Вам, Ольга Михайловна, за интерес к работе и добрые слова комментар...
ОНЛАЙН
relikt, eleonora9078, luba57

Современные образовательные технологии

Блог nna19742

«Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания»

1. Введение
Новые образовательные задачи побуждают обучающихся ориентироваться в разнообразной информации, заниматься самообразованием, искать и использовать полученные знания, обладать нестандартностью мышления.
Единицей измерения знаний ученика являются компетенции. А результатом обучения будет способность и умение применять полученные компетенции на практике.
Ведущим в учебном процессе на данный момент является системно –деятельностный подход, который предполагает применение разнообразных технологий, обеспечивающих компетентностный результат.
В своей педагогической практике я применяю разнообразные технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология развития критического мышления, технология проектной деятельности, некоторые другие.
В основе каждой из перечисленных технологий лежит общий компонент, позволяющий реализовывать учебный процесс на принципах сотрудничества, достигая результата образования.
Это метод группового обучения, направленный на организацию совместной учебной деятельности

2. Групповые технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика.
Групповое обучение − это использование малых групп (3–7 человек) в учебном процессе. Взаимодействие обучающихся между собой, способствует развитию речи, коммуникативности, мышления, интеллекта.
Для эффективной организации групповой работы на уроках первоначально необходимо изучить детей. Для этого возможно составление анкет, тестов -опросников, которые помогают определить доминирующий тип мышления учащихся, чтобы, например, определить кто из них генератор идей, кто аналитик.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
1. Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
2. Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
3. Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
4. Равноправное участие каждого в работе группы.
5. Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
Реализация группового обучения требует формирования готовности к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в реальном учебном процессе.
При организации групповой работы на уроке следует учитывать:
 основные этапы урока;
 конкретные цели, которые должны быть поняты и приняты;
 желаемые результаты, критерии оценки;
 расчет времени для всех этапов, учитывая психологические и физиологические особенности обучающихся.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест: для парной работы – обычные ряды; для групповой работы – размещение в виде круглого стола, чтобы каждый участник был в пределах досягаемости группы.
При формировании состава группы, как замечает М. А. Чошанов, рекомендуется:
- соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп не эффективно: сильные становятся ещё сильнее, а слабые – ещё слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. Обучение в гетерогенных по составу группах подстёгивает слабых до уровня средних и в то же самое время стимулирует учебный прогресс средних и сильных.
- стремиться к тому, чтобы в группах были представлены разнообразные учебные интересы, умения и навыки.
Обобщая выводы исследователей в области технологии работы в группах (Т. А. Глазкова, Г. К. Селевко, Г. А. Цукерман, М. А. Чошанов и др.),
следует выделить следующие этапы технологического процесса групповой работы:
Цели и задачи:
 улучшение информированности членов группы;
 развитие горизонтальных коммуникаций и взаимопонимания;
 разработка новых идей, решений, повышение активности кадет и стимулирование их к нахождению новых вариантов ответов;
 создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи;
 осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи путём критического анализа, реального осмысления и прогнозирования потенциальных проблем.

Г.К. Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа это….
а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе. б) Распределение заданий внутри группы.
с) Индивидуальное выполнение задания.
д) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. е) Обсуждение общего задания в группе.
к) Подведение итогов группового задания.
III. Заключительная часть.
1) сообщение о результатах работы в группах.
2) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
3) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
 убедись, что в разговоре участвует каждый;
 говорить спокойно и ясно;
 говорить только по делу;
 не говорить всем сразу;
 реагировать жестами и знаками;
 возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
 обращаться друг к другу по имени.
Во время групповой работы учитель контролирует ход работы, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным ребятам или группе в целом. Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.
Таким образом, групповая работа на уроках истории и обществознания создаёт благоприятные условия для включения всех ребят класса в активную работу на уроке. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения.

3. Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке.
1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы. (от 2х – до 7 уч.-ся).
2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
4. Необходимо выдерживать график работы групп.
5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
o Что удалось сделать?
o Почему?
o Что не удалось сделать?
o Почему?
o Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
7. Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
8. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия учащихся , отмечает успехи и просчеты урока.
Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.
С овладением учащимися умениями коллективной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.
Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
Изучая в 5 классе на уроках тему"Древний Восток", были подготовлены уроки с использованием групповой работы учащихся. Были созданы 5 групп, каждая из них получила предварительно задание, в соответствии со своей темой:
1 группа – Древний Египет
2 группа – Междуречье
3 группа – Финикия
4 группа – Индия
5 группа - Китай
Определение темы и основных заданий для группы происходит заранее. Каждая группа получает инструктаж учителя и консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания. Все материалы оформляются в специальную папку.
Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал, например: характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока), и практику (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные тесты, кроссворды)
Творческие задания, например: рассказ от имени представителя цивилизации Древнего Востока о наилучшем их достижении (костюм, стиль выступления, оформление класса и т.д.), игры, которые помогают запомнить и закрепить новый материал (например, историческое лото).
На уроке выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1 группа), а остальные группы учащихся слушают их выступление и оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному), который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).
Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей в тетрадях.
Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты, кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.
Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой группой, проверяют, консультируют, оценивают их работу.
Каждая группа подводит итоги по теме урока, тезисно их записывает, а затем выступает.
Так формулируется общий вывод, итог урока.
Алгоритм оценивания работы в группе :
1.Какова была цель урока?
2.Удалось ли достичь цели?
3.Правильно выполнили или с ошибками?
4.Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью других?
5.Кто организовал работу в группе?
6.Кто предложил основную идею решения?
7.Были ли спорные мнения?
8.Кому удалось отстоять свое мнение?
9.Это было сделано корректно?
10.Кто не проявил себя в группе? С чем это связано?
Так формулируется общий вывод, итог урока
В конце урока учащиеся высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и "минусы" своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной группы.
Если позволяет время демонстрируют творческие задания.
В конце урока слово предоставляется учителю, который подводит итоги и оценивает работу не только экспертной группы, но и каждого на уроке.
В ходе урока руководители групп заполняют "рабочий лист", где отмечается личное участие каждого члена группы в работе на уроке.
Анкетирование учащихся показало, что такие уроки им интересны, надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в команде единомышленников.
Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и результативности использования групповой формы деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Эта форма деятельности учащихся опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории и обществознания рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности, сплочению и развитию коллектива.
Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений, сотрудничества друг с другом, быть готовыми помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности, развития ключевых и базовых компетенций, формирования гуманистического мировоззрения.
Что отрицательного в групповой работе :
- Групповой работе сначала надо научить.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.
- При непродуманной комплектации групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- В классе всегда найдутся дети желающие работать в одиночестве, им надо создавать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
Заключение
В результате использования групповых форм работы нам удалось усилить вовлеченность учащихся в учебный процесс, создать условия для интеллектуального роста учащихся, активизировать социально-значимую деятельность (проведение социологических опросов, изучение общественного мнения, получение информации о жителях села).
Использование групповых форм работы на уроках при современном подходе к процессу образования показывает свою эффективность. Они позволяют развивать ключевые компетентности, необходимые выпускникам школ, помогают улучшить межличностные отношения в классе. Имеют широкие возможности использование в условиях классно-урочной системы. Такая работа эффективна как в условиях городских, так и сельских школ.

ссылки
Новые записи:
Открытие Спартакиады оказалос... (0)
Потомки Данилы-мастера из Ека... (10)
Пора учить язык грачей (2)
Моя. Фестиваль вареников (25)
Моя. Несмотря и вопреки (4)
Со старым Новым годом! (7)
Подарите себе Чебурашку! (6)
Когда приходит Рождество (7)
И звон дождей, и запах лип (3)
1 ЯНВАРЯ: ПЬЯНСТВУ - БОЙ, АЙД... (2)
19
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@easyen.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети