В новом законе об образовании говорится: «Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего: 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименовываться в общеобразовательные организации…»
В 2016 году понятие «коррекционная школа» исчезнет. Вводиться новое понятие «инклюзивное образование». Оно раскрывается, как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Нам наверное уже надо готовиться к тому, что инклюзивное образование станет ведущим в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями. Они будут учиться в среде обычных детей. По мнению специалистов это позволит таким детям гармонично интегрироваться в общество, а общество лучше поймет возможности людей с ограниченными возможностями, будет толерантным по отношению к инвалидам.
Представляете, сколько проблем будет в школе?! Одно радует, что в законе прямо не сказано о том, что «инклюзивное образование должно быть единственным и верным». Вот выдержка из статьи закона: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья…» (Статья 5 пункт 5). Все это может и правильно. Однако, проработав 28 лет в коррекционном образовательном учреждении, я не могу себе представить этого обучения в реальности. Вызывает опасение такое слияние. О трудностях и проблемах с выдачей учебного материала я уже молчу.
Ограниченные возможности здоровья детей - понятие весьма расплывчатое. Ребенок с ДЦП и олигофрен совершенно различны в интеллектуальном плане. На мой взгляд, инклюзивное образование вполне приемлемо для детей с некоторыми физическими недостатками, но дети с умственным отставанием должны учиться только в специализированных коррекционных школах. А назвать их (эти школы) можно как угодно - хоть общеобразовательной, хоть как-то иначе.
Так этом и вопрос. У нас школа VIII вида. Дети живут в приемных семьях. Идет разговор, что могут перевести в нашу общеобразовательную школу. А ведь у нас олигофрения.
Всё сведётся к надомному обучению и никакой социализации дети не получат! В учреждениях, где сейчас находятся больные дети с ними работают специалисты, психотерапевты, педагоги, которые обучены, как преподавать в таких школах. А если их переведут к нам, то что мы будем делать, переучиваться?
Олигофренов в образовательной школе не будет. О них речь в документах не идет. Сюда включены дети-инвалиды по зрению, слуху, опорно-двигательным нарушениям. Я в прошлую среду лично вместе с директором школы заполняла эти документы. Конкретно по каждой школе (это сделала Ваша администрация) запрошен штат специалистов, могущих обеспечить инклюзию. Далее, в течение 3-х дней обмеряли спецпараметры классов, саузлов, делали фотографии, констатирующие наличие (частичное или полное) возможностей для инклюзии. Школы будут укреплены соответствующими кадрами, техникой (например для сурдо_) и т.д.
Сергей Тимофеевич, мне понятна Ваша обеспокоенность. Я даже пытался об этом говорить на форуме. Я работал в общеобразовательной школе 25 лет и вот уже 10 лет в школе 8 вида. По-моему государство пытается избавиться от лишней проблемы и сэкономить деньги. Уже некоторые образовательные школы нашей области получили лицензии на обучение детей VIII вида. Учителя буквально "воют" когда в классе 2-3 ребенка с диагнозом "умственная отсталость".
Вот и я это понял, что в некоторых регионах это есть. На других сайтах, где я еще зарегистрирован, коллеги просили поделиться рабочими программами, так как у них в классах обучается по несколько человек наших детей. И сейчас ведь во всех нормативных документах нет диагноза умственная отсталость, как это было раньше. Наши дети тоже с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время школы стараются как можно дольше оставлять у себя таких "особых" детей. Сегодня подушевое финансирование. А уж когда "припекёт", отправляют к нам. На прошлой неделе к нам в 8 класс перевели мальчика из образовательной школы на обучение и перевоспитание.
В результате те, кто захочет дать своему ребёнку полное хорошее образование, чтобы учитель не отвлекался на "особых" детей, будут нанимать педагогов лично.