Общие характеристики планет Солнечной системы. Гипотеза О.Ю.Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы.
Общая характеристика орбит и космических скоростей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. Достижения СССР и России в космических исследованиях. История исследования Луны. История исследования и современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами.
Аналитическое доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Явление возмущенного движения как доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Применение закона всемирного тяготения для определения масс небесных тел. Уточненный третий закон Кеплера. Явление приливов как следствие частного проявления закона всемирного тяготения при взаимодействии Луны и Земли.
Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация. Методы определения размеров небесных тел: методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции.
Конфигурации планет как различие положения Солнца и планеты относительно земного наблюдателя. Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет.
Становление системы мира Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Преимущества и недостатки системы мира Коперника. Подтверждение гелиоцентрической системы мира при развитии наблюдательной астрономии.
Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Введение понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время». Летоисчисление в древности. Солнечные и лунные календари. Старый и новый стили. Современный календарь.
Анализ модели взаимодействия Земли и Луны.
Анализ явлений солнечного и лунного затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли.
Введение понятий «дни равноденствия» и «дни солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение понятия «эклиптика». Исследование движения Солнца в течение года на фоне созвездий с использованием подвижной карты. Обсуждение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года.
Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восходящее светило», «невосходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности.
Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемонические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики.
Презентация позволит наиболее эффективно организовать беседу по выявлению представлений учащихся о том, что изучает астрономия, сформулировав, таким образом, определение предмета астрономии, поможет рассмотреть ряд этапов в развитии астрономии – от первых «следов» доисторической астрономии через наблюдательную астрономию Древнего мира к телескопической астрономии Галилея, небесной механике Кеплера и Ньютона и подвести учащихся к пониманию роли космической астрономии современности и ответственности человека в сохранении уникальности окружающего мира.
Данный ресурс выполнен в качестве зачётной работы в рамках мастер - класса «Создание ЦОР с использованием технологических приемов в программе Microsoft Power Point» на сайте Носовой О.М. "Медиаурок" с применением технологического приёма "Мультимедиапроектор". Автор приема: Жакулина И.В.
С древних времён люди задаются вопросом о том, есть ли жизнь в космосе. Прямых доказательств существования жизни за пределами Земли не существует, но, тем не менее, в мире происходит довольно много странных вещей, которые наталкивают на мысль, что во Вселенной человек не одинок.
Многих сегодня волнует вопрос, есть ли у людей шансы выживания в случае глобальной катастрофы. Физик Стефен Хоукин заявил, что людям стоит покинуть Землю и предложил 8 фантастических способов, воспользовавшись которыми, человечество сможет выжить.
Астрономия является одной из старейших фундаментальных наук и что она вносила и продолжает вносить существенный вклад в развитие других наук и прикладных исследований в широком круге областей. Этот проект предназначен для просмотра его учениками разных классов. Для того чтобы они ознакомились с теорией астрономии древних веков.
Исследование представлений о Вселенной с древнейших времен до середины XX века. Данная презентация подойдет для уроков астрономии, внеклассной работы. Презентация с музыкальным сопровождением.