НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Лариса Владимировна, спасибо за интересный и своевременный материал!
Зоя Андреевна, благодарю Вас за внимание и позитивный отзыв. Всех Вам благ!
Ольга Михайловна, спасибо Вам за хороший и качественный материал!
Спасибо, Надежда Георгиевна, за интересную и красивую работу!

Как всё начиналось (предыстория литературных игр)

Полезные статьи


• статья
29.05.2013
Данная работа представляет собой эссе о том, как я начинала составлять литературные игры для моих учеников. С чего всё началось? Что побудило продолжить данную работу? Для кого и для чего это делалось? Что получила в результате? Это мои раздумья о том, как привить интерес к чтению, как сделать само чтение осознанным и интересным занятием, как сплотить детей в коллективе, как научить принимать решение.

Сегодня, в наше время, очень много и часто говорят о том, что дети совсем перестали читать, что им интереснее смотреть телевизор, где в фильмах почти перестала звучать красивая речь, а иногда и вовсе слышатся только удары или видны драки, кровь. Им интереснее слушать музыку, громкую, а порой и очень громкую, где всё содержание сводится буквально к двум фразам, К сожалению, да. Это всё так и есть. У ребят пропадает интерес к чтению в наш стремительный, открытый век всеобщей гласности, демократии, вседозволенности, вседоступности. Но вспоминаю начало работы в школе. Ещё и не было таких фильмов, ещё не было и такого изобилия певцов, без голоса, без зубов, без одежды… А ведь дети почти ничего не читали, мало что знали наизусть, не могли назвать фамилий известных писателей, поэтов… Я думала тогда: «А как же они изучают литературу, что они вообще читают и чем занимаются на уроках словесности?» А мы говорим о засилье телефонов, магнитофонов, компьютеров, видеофильмов, дискотек… Нет, увлечённость ребят чтением зависит не только от эпохи, но и от того, как учитель литературы сумеет заинтересовать, увлечь детей книгой, чтением.

И когда я начала работать учителем (так получилось, что мне сразу дали старшие классы), вдруг стало как-то обидно за всю нашу русскую и всемирную литературу, за ребят, которые, выходя из стен школы, не знают наизусть ни одного стихотворения, ни одного полного текста художественного произведения. Тогда решила, что так дело не пойдёт. Надо что-то придумать такое, чтобы ученики читали, чтобы им самим хотелось читать, чтобы они проявляли интерес к книге, увлеклись чтением. Особенно задело меня признание одной мамы. Когда она сказала, что её дочь читает только из-под палки, что никакими силами не заставишь её сесть за книгу. Думала, да как же так, неужели ничего уже нельзя сделать. Надо срочно что-то придумать, ведь девочке всего десять лет, а у неё уже сформировалась такая стойкая нелюбовь к литературе. Только угрозы, наказание, насилие со стороны родителей заставляли её обратиться к чтению!.. Так я пришла к мысли сочинять для ребят литературные игры, потому что играть любят все: и взрослые, и дети особенно. Где-то внутри была мысль: игра должна привести ребят к осознанному, добровольному, обязательному чтению, то есть войдёт в привычку (кстати, эту мысль позже я вычитала у А.П.Чехова в письме к брату). Так начались игры.

К этому времени и на экранах телевизоров стало появляться всё больше и больше новых развлекательно-познавательных программ. А ведь общеизвестно, что сельские дети во многом ограничены, им многое недоступно из городской и столичной жизни. Но очень хочется поучаствовать в телевизионной игре! Зачем же отказывать ребятам в этом удовольствии? Началось моё увлечение, где приятное соединилось с полезным. Как же всё это происходило?

Сначала я внимательно смотрела игру по телевизору, записывая все задания, этапы её выполнения, суть конкурса. Книга, которую мы выбрали с ребятами для чтения, к тому времени уже была прочитана. Теперь мне оставалось составить все вопросы и задания, опираясь на содержание данного произведения. Мне и самой стало интересно составить какую-то новую, только что появившуюся на экранах телевизионную игру. Так и появились «Эль-клуб», «Звёздный час», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», «Золотая лихорадка», «Умники и умницы», «Устами младенца», «Шире круг!», «Поле чудес»… Практически во все новомодные игры мы с ребятами играли в нашей школе. Только содержанием игры у нас являлся текст изучаемого и читаемого произведения.

Мои дети стали читать, читать САМИ, книги шли нарасхват, бежали в библиотеку сразу же после объявления очередной литературной игры, занимали очередь, огорчались, даже плакали, если книг не всем хватало, что, кстати, вполне естественно для сельской библиотеки.

Выбор чтения сначала зависел от школьной программы, то есть я брала те произведения, которые были рекомендованы для ВЧ. И игры проводила на уроках. Но в дальнейшем рамки урока стали нам тесны. Мы с ребятами стали играть после уроков, вечером, в выходные, в каникулы… А потом я взяла ещё и факультатив по литературе. Теперь и вовсе читали и играли постоянно. Интересно всем: школьниками – они участники знаменитой телеигры, они хорошо запомнили и поняли содержание, у них будут призы по-настоящему; родителям – ребёнок занят делом, читает сам, без крика, без ругани, без скандала садится за чтение, дети, оказывается, умные и талантливые, есть возможность самому поиграть и показать себя… Но больше всего радости от этих игр получала я. Может быть, сочиняю-то больше для себя, не для ребят. Иногда сидишь долго, составляя игру. Ещё бы! Текст-то надо перечитать не один раз, чтобы подобрать интересное задание или составить каверзный вопрос. Но нисколько не жалела потраченного времени, потому что всегда считала и считаю, что под лежачий камень вода не течёт. Никто за меня, учителя литературы, не привьёт школьникам любовь к чтению. Уважение к себе надо заслужить, само по себе оно у учеников не появится. Мне к тому же всегда интересно наблюдать за ребятами во время игры или репетиции. Как раскрываются они в игре! Как умеют подать себя! Как нежданно красивы и привлекательны! Вот тогда и на уроке я оцениваю и ответ ученика, и его знания, и поведение совсем по-другому, как бы через призму игры. Ребёнок для меня становится не просто учеником, а личностью. А помогает мне в этом ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО «ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА».

И в заключение хочется сказать, что любят играть учащиеся младшего звена, средних классов и старшеклассники. Но если вы таким образом, через игру, приучите ребёнка к чтению в начальной школе, то я вам могу сказать со стопроцентной уверенностью, что к старшим классам у вас практически не будет никаких проблем с тем, что к уроку ученики не прочитают заданный текст. Несколько лет работы над этой темой меня уже убедили в выше сказанном. Вот почему довольно продолжительное время, начиная с 5 класса, мы с учениками играем в литературные игры.

Накоплен богатый материал, но если есть желание (а оно периодически появляется), то я снова сажусь за стол и сочиняю очередную игру, потому что теперь-то я твёрдо уверена, что мой труд не пропадёт бесследно. В тех классах, где я играла постоянно, обязательно 30% школьников решают связать свою будущую профессию с книгой или педагогикой. А данный факт тоже о чём-то говорит! Вспомним слова Ф.И.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»

©
Светлана Анатольевна Козлова
Светлана Анатольевна Козлова
Портфолио
Разработки
Блог автора

Понравилось? Сохраните и поделитесь:
ссылки
Неограниченная бесплатная загрука материала «Как всё начиналось (предыстория литературных игр)» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Полезные статьи».



Загрузка началась...
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!

1500
38
0
Спасибо 
+1





БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт