НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо, Раиса Поликарповна, за внимание к моим ресурсам!
Спасибо большое, Галина Геннадьевна, за внимание к публикации и доброжелательный...
Ваша викторина, Елена Владимировна, очень мне сейчас нужна! огромное Вам спасибо...
Елена Владимировна, большое спасибо за тренажер! Использую в работе с девятиклас...
ОНЛАЙН
ромашка5975

Формирование детского коллектива (из опыта работы)

Воспитание

11.09.2017


В настоящее время мужи педагогической науки изобрели множество терминов, характеризующих процесс воспитания и образования в школе. Мне сегодня хочется отойти от этих, на мой взгляд, чересчур научных и витиеватых слов и простым языком поведать о том, как я, учитель и классный руководитель погружаю детей в школьную жизнь. Именно погружаю, поскольку нам, учителям начальной школы, приходится использовать различные способы и методы, чтобы маленького человека держать на интересе и формировать его желание ходить в школу.



Мы получили класс, и автоматически образовалась цель – воспитание коллектива в целом и личности в коллективе. С чего начать?

Крылатое выражение гласит: «Тот, кто воспитывает, сам должен быть воспитан». Значит, начинаем с себя. Каждый рабочий день мы начинаем с приветствия: Доброе утро, день, … И нередко приходится слышать искаженное пожелание здоровья – «здрасьте». Может быть мелочь. Но приветствие – наш показатель уважения к окружающим. Я рада вас видеть. Будьте здравы. Здравствуйте! Это первое правило, которое прививается малышам.

Иногда нам приходится использовать много лишних слов, успокаивая детей после активной перемены, или просто привлечь их внимание. У нас с ребятами существует безмолвная обратная связь, которая позволяет им скорректировать свое поведение – это смайлики. Заранее обговариваем настроение каждого персонажа. Эти картинки скажут им больше, чем слова учителя.

Очередное правило в моем классе –обращаемся только по именам, никаких фамилий! Это исключает надменное общение между собой.

Не повышать голоса! Это правило распространяется на всех членов коллектива, не исключая меня. Часто распалившихся в споре оппонентов «успокаивает» один из смайликов (улыбка, печаль, злоба).Последний чаще указывает на то, как выглядят в данную минуту ссорящиеся.

В начале школьного пути не все дети сразу чувствуют себя в коллективе комфортно в силу своего темперамента или индивидуальных особенностей. В первую очередь это происходит с так называемыми «несадовскими» детьми. Чтобы помочь маленьким ученикам почувствовать себя более уверенно, я использую книгу немецкого психолога и психотерапевта КлаусаФопеля «Как научить детей сотрудничать?». Здесь представлены игры по многим разделам, например, «Чувство принадлежности к группе», «Установление контакта», «Групповая сплоченность», «Общение» и т.д., а также упражнения и игры, направленные на повышение самооценки для робких, застенчивых детей. За содержанием этих увлекательных игр скрываются тренинги, которые помогают детям ощутить вокруг себя коллектив и себя в коллективе. Эта замечательная книга есть у некоторых моих коллег, и знаю, что она им тоже хорошо помогает.

По мере взросления моих учеников, по мере большего узнавания друг друга ребята формируют свои отношения на основе общих интересов и увлечений. Это хорошо помогает не только в основной учебной деятельности, но и в создании проектов. Они являются неотъемлемой частью обучения по ФГОС. Часто ученики объединяются в группы для рождения таких проектов. Дополнительное общение в таких случаях помогает ребятам мыслить как единый творческий коллектив и дает возможность повысить значимость каждого в создании интересного продукта.

Проектная деятельность дает возможность отличиться тем ученикам, которые не всегда могут порадоваться уверенным результатам в учебной деятельности. Такие дети чувствуют себя счастливыми, потому что они смогли создать нечто такое, что возвысило их авторитет в глазах других детей. Я в таких случаях стараюсь подчеркнуть, что не бывает бесталанных людей. Каждый из нас интересен по-своему. Придаю значимость таким детям словами: «Как прекрасно, что в нашем коллективе есть такие талантливые ребята!» К примеру, в классе есть умный, но сложный в общении мальчик Илья. Ребята знают о его нелегком характере, но относятся к нему снисходительно. Проекты он делает не очень часто, но уж если делает, то они заслуживают очень высокой оценки. Последним его детищем был проект по окружающему миру. Сейчас мы проходим исторический материал. Илья изготовил макет Спасской башни и представил научную информацию о ней. По окончании его рассказа класс разразился аплодисментами: так высоко ребята оценили его труд.

Надо сказать, что такой серьезный подход к проектам помогали прививать родители. Они с первого класса очень старательно и терпеливо выполняли мои просьбы и указания. А сейчас при данном виде работы, особенно совместной, продолжают формироваться коммуникативные навыки и умения.

Индивидуальная и коллективная защита созданного проекта воодушевила детей на самостоятельное проведение уроков изобразительного искусства и технологии. Ребята сами предлагают темы, готовят раздаточный материал, продумывают содержание урока. Класс серьезно воспринимает учителя-дублера, а интерес к уроку вырастает в разы, поскольку хочется научиться делать то, что умеет одноклассник. На таких уроках проявляется желание помочь тем, кто в этом нуждается, дать совет, подсказать. Учителю отводится роль наблюдателя. С одной стороны, урок с учетом новых стандартов, с другой – класс работает, как единый механизм.

Программа «Планета Знаний», по которой обучаются мои ученики, обладает потрясающим воспитательным потенциалом. Особенно ее гуманитарный цикл.
Учебник русского языка. Упражнение, в котором предлагаются размышления Л.Н. Толстого. Послушайте. «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей». У этого упражнения свои грамматические задачи, но мой вопрос всегда обязателен: «Всегда ли мы задумываемся над тем, что и как говорим, не раним ли друг друга обидными словами? Задумайтесь!». Но акцент на этом должен быть обязательно. Если случится какая-либо конфликтная ситуация, мне следует всего лишь напомнить: «А что по этому поводу говорил Толстой, не забыли?

Хороший коллектив всегда имеет свои традиции. У моих воспитанников они тоже есть. Большинство детей даже в 4-м классе в свой день рождения обязательно угощают ребят конфетами. Одноклассники говорят в этот день имениннику много хороших слов, отмечают его положительные качества, делают искренние комплименты. Я вижу, как все от души радуются в такие моменты, как похожи на большую дружную семью.

Очень большое разнообразие в школьную жизнь вносят поездки в театры, музеи, цирк. Масса впечатлений, полученных сообща, и общение вне школы также формируют классный монолит. По итогам этих мероприятий родители делали стенгазеты с фотографиями, которые вывешивались в кабинете и освежали в памяти детей яркие моменты их внеклассной жизни.

Также традиционно в классе проводятся Дни здоровья в лесу. Вот здесь учитель прекрасно видит детей, все положительные моменты и недостатки их общения, воспитания, поскольку ребята раскрепощены, естественны. Затем обязательно анализируем наш поход: что получилось, что могло сложиться и лучше.

В каждом классе складываются ситуации, которые могут иметь как дисциплинарные отклонения, так и нравственные. Чтение морали учителем в таких случаях утомительно и бесперспективно. Мне на помощь приходит набор книг с притчами. Мудрость жизни беседует с детьми со страниц книги. Это гораздо понятнее и убедительнее, чем самые правильные слова. Ребята осмысливают услышанное, примеривают к ситуации, что называется «мотают на ус».

Конечно, любой классный руководитель имеет в своем арсенале множество различных приемов и педагогических хитростей. Цель едина у всех учителей. Но достичь ее быстро не получится. Наша профессия часто не предполагает быстрого результата. Альберт Эйнштейн советовал: «Хочешь сразу видеть плоды своего труда – иди в сапожники!» Бывает, что судить о своей работе мы можем, когда встречаем своих бывших повзрослевших учеников на улице. И если они рады нас с Вами видеть, значит, можем себе мысленно поставить пятерку и понять окончательно, что мы на своем месте. Я желаю вам, дорогие коллеги,чтобы Ваш журнал профессионального роста был заполнен только пятерками!

Автор: Артюшина Ольга Александровна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


4059
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт