Я картавлю. И люди, которые меня окружают, уже привыкли и совершенно не акцентируют на этом внимание. А я совершенно забыла, что имею такую особенность. И вспомнила об этом совсем недавно, когда проводила родительское собрание в 1 классе. Привела себя как отрицательный пример, что же будет, если не обращаться к логопеду и как нелегко писать будет под диктовку. Да, с опытом орфографическая зоркость развилась, помогло и то, что я много читала. Я легко научилась дифференцировать звуки р, л и в 5 класс пришла уже без проблем по письму под диктовку.
Но в школьные годы у меня был комплекс из за картавости. Я стеснялась говорить, даже с одноклассниками, а спросить что-то у незнакомого человека – это целая пытка. Но, что отрадно, мои одноклассники меня никогда не дразнили. Дразнили другие. В 10-11 классах уроки технологии шли по модульному обучению. Каждую пятницу мы ходили в Учебно-производственный комбинат (пережиток советского прошлого) на занятия, с нами ходили ребята из параллельного класса и из других школ. Вот тут и начался мой ад. Парень из нашей школы, из параллельного класса, всячески издевался надо мной, причем делал он это только на этих занятиях экономики.
-Скажи морковка!
-Скажи кресло!
-Ну-ка, я забыл, как твоя фамилия?
В общем, всячески просил меня произнести слова с ненавистным звуком ррррр. Я же, когда раздавала тетради и доходила до его тетради, громко вопрошала: «Чья тетрадь? Тут не подписано!»
-Воооот написано! – начинал он беситься, и правда, на тетради очень мелко была подписано, чья она.
Доставалось от этого товарища не только мне. Он всячески старался высмеивать недостатки и особенности других людей. Его одноклассница была из религиозной семьи. Её он величал не иначе как монашка. Хотя она совершенно не похожа. Да, верующий человек, но все в пределах нормы. Сейчас трудится ветеринарным врачом и все у нее прекрасно.
Я бы даже и не вспомнила, что этот парень вытворял, если бы не напомнил его мой ученик из 7 класса. Он тоже подмечает все и легко высмеивает недостатки и поведение других ребят. И в очередной раз, когда он обидел свою одноклассницу, я сказала, что он напоминает мне моего однокашника.
-И у вас даже улыбки какие-то одинаковые…- подытожила я.
-Интересно было бы посмотреть - задумался ученик.
Мы нашли в соцсетях моего школьного товарища. Сейчас он, наверное, не так часто и широко улыбается – работает в полиции, но вот привычка все подмечать, наверняка ему пригодилась в профессии.
Недавно познакомилась с ребенком с явно выраженным сигматизмом.
- Я вечером пойду к бабуске –гордо сообщила девочка.
- Ну, к бабуске, так к бабуске - поддержала я. И действительно, так и хочется попросить ребенка еще что-нибудь сказать со звуком ш, например, сарик, сыска или сыколад.
Теперь я хорошо понимаю своего школьного товарища, когда он надо мной издевался. Ведь даже я, взрослый человек, с педагогическим образованием и опытом, не могу удержаться, чтобы не спровоцировать ребенка на слова с дефектом.
|