Сегодня одиннадцатиклассникам дала на русском текст Д.Гранина и А.Адамовича для анализа. Как положено на ЕГЭ, попытались проблему назвать. Текст непростой!.. Для нынешних детей. Спросила: "А что думаете вы по поводу рассуждений этих авторов?" Текст привожу с сокращением. Главное, суть понять. Во время одной из записей рассказа о блокадных днях Ленинграда возник разговор, поразивший нас. Рассказывала женщина, слушали её дочь, зять, внуки.
Рассказ был тяжёлым, и, видимо, младшим все эти подробности о бедах их семьи были неизвестны. Они слушали внимательно, напряжённо. Первым не выдержал зять. Он воскликнул:
- Зачем, ну зачем нужны были такие страдания? Сдать надо было город. Избежать всего этого. Для чего людей было губить?
Так просто, естественно вырвалось у него, с досадой на нелепость, на странность того, минувшего... Нужны ли были такие муки безмерные, страдания и жертвы подобные? Оправданы ли они военными и прочими выигрышами? Человечно ли это по отношению к своему населению? Вот Париж объявили же открытым городом… И другие столицы, капитулировав, уцелели. А потом фашизму сломали хребет, он всё равно был побеждён – в свой срок…
А не потому ли сегодня человечество наслаждается красотами и историческими ценностями Парижа и Праги, Афин и Будапешта... что кто-то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей? И Париж для французов, да и для человечества спасён был здесь – в пылающем Сталинграде, в Ленинграде, день и ночь обстреливаемом, спасён был под Москвой… Той самой мукой и стойкостью спасён был, о которых повествуют ленинградцы. Москва и Ленинград обрекались фашистами на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться широко то, о чём говорит Гитлер: "Разгромить русских как народ". То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.
Но подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. Нет, тут было другое: простое и непреложное желание защитить свой образ жизни, отстоять свободу, достоинство людей.
Вот в чём оправдание и смысл подвига Ленинграда, вот от чего ленинградцы и все наши люди спасали себя и человечество, от каких жертв и мук, ради чего шли на любые страдания, мучения, даже не помыслив об «открытых» городах.
Сегодня новым поколениям, наверное, как раз и нужно как можно полнее, подробнее узнать, ощутить, что было до них. Надо же им знать, чем всё оплачено, надо знать о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли лишь стойкостью своей что-то сказать миру. Надо знать, какой бывает война, какое это благо – мир…
Время мчится неумолимо... И всё больше лет нас отделяют от той страшной войны... И всё сложнее объяснить современной молодёжи и подросткам о подвиге русского народа.
Разные молодые люди есть. Есть и такие, которые сутками по колено в грязи разыскивают в яме медальон, перетирая эту самую грязь сквозь пальцы. Я с такими знаком. Думаю, это наша, учителей, святая обязанность - не дать забыть той войны. И даже если все в мире забудут, мы должны помнить и рассказывать детям!
Может быть, и правда легче было бы сдать Ленинград? Десятки тысяч погибших! Во имя чего? Я показывала сегодня детям современный величественный город! Смог ли бы он остаться таким, если бы не стойкость и мужество ленинградцев?!
Вопрос не стоял - сдать или нет. И если бы было решено уйти из города, большая часть ленинградцев бы осталась. Здесь другое, здесь Достоинство людей, им было проще умереть, чем дать слабину. Даже если бы город решили сдать, горожане бы не ушли, даже если бы пришлось стоять под прицелом своих же, а такие прецеденты были в том же Петродворце. Я знаю что говорю.
Человечно, наверное, во имя будущих поколений. Во имя живущих сегодня. Ленинград готовится к празднику. Достойному, великому празднику. С освобождением, город-воин!
В понедельник мой 8 класс (он дежурный по школе) проводит тематическую линейку, посвященную Дню воинской славы (и 70-летию снятия блокады Ленинграда). Стали разговаривать с детьми о том времени. Ребята не знают имени Тани Савичевой, ее дневника. Старалась рассказать им все, что знаю. Обидно, что молодежь, подростки не знают нашу историю.
А мы сегодня встречались с Ниной Павловной Минеевой, которой было 10 лет, второй класс только закончила, когда фашисты окружили город Ленина. Мои одиннадцатиклассники сидели со слезами на глазах, затаив дыхание, слушали её. В конце встречи кинулись её обнимать и благодарить за стойкость духа, за то, что их страданиями заплачено за наше мирное сегодня. Это очень трогательно!
Сейчас, сказать людям выстоявшем в те лихие годы, что это всё было зря, по крайней мере, бесчеловечно! Я виню во всём руководство страны - безжалостное и бесчеловечное. Многие офицеры, кто грамотно могли вести бои -сидели в Гулагах или перед войной были расстреляны. Все сведения разведки не принимались в расчёт -людей не жалели! Да и само развязывание войны на совести этого руководства! Не дай Бог такому повторится -ни войны, ни революций!
Я думаю, что сейчас детям нужны знания о войне, а понимание придёт позже, с возрастом. В нашем детстве о войне говорили больше, проводилось много мероприятий, но у нас не было тех чувств, которые появились потом с годами.Сейчас без слёз не проходит прослушивание рассказов участников войны, просмотр фильмов, Минута молчания. В настоящее время нужно говорить, говорить, говорить. А дети поймут.
Конечно о войне рассказывать надо, но и про преступления тогдашнего руководства тоже надо. А про Первую мировую войну почему не рассказывать? Или там подвигов и смертей было меньше? А про современные войны? Просто , мне кажется, надо пытаться объяснять - что любая война- это недопустимое состояние для общество. Должно быть таким. Как это объяснить и воспитать?
Любая война - состояние, противоестественное человеку. У моего мужа отец был блокадником, но они смогли эвакуироваться, т. к. жить там было невозможно. Ему было 11 лет, но он все помнил. Отец у них погиб там же, а матери с двумя детьми удалось спастись.
Семья моей бабушки были эвакуированы из Москвы на Урал. Дедушка был на фронте. Мама моя (в 41м ей было 8 лет) многое запомнила, много и нам, и внукам своим рассказывала. Сын у меня в 11 классе реферат писал, основное в реферате было - тема Памяти.