Вот опять интернет познакомил меня с живописцем, чьи картины заставили забиться сердце сильнее. Это работы сибирского художника Константина Дверина. Сразу пахнуло на меня далёким детством, а от реалистичных изображений сжалось сердце.
1. Вот бабушка и дедушка на облаке. Но не смотрят испуганно вниз, а с лёгкой улыбкой - прямо на зрителя. Без упрёков, без назидательности – такой взгляд бывает у стариков, когда они видят нашаливших внуков. Дворняжка и кот уютно устроились на коленях. А руки – вы вглядитесь, это же вся история их жизни!
>
2. А эта старуха с картошкой в миске. Старая сморщенная фуфайка и такое же сморщенное лицо. Поломанный забор, ветхий сарайчик… Бабушка моя, которая до самой смерти не прекращала работать по дому и в огороде.
3. Дедуля с охапочкой дров. Стоптанные валенки (наверняка, подшитые), несколько полешек в натруженных руках. Экономят топливо или нести тяжело… А скорее всего, на растопку, потом уголь из ведра засыплют.
4. Вот эта печурка с неизменным ведром и совком в нём. Рассыпанные угольки на железке, кочерга в углу. Как любила я слушать бабушкины рассказы «про старину» под треск такой же печки!
>
5. Вот и мы в доме также кружкИ убирали, чтобы кастрюлю или сковородку поставить на сильный огонь. А по весне выносили посуду на улицу и драила я её, закопчённую за зиму, песком до блеска.
6. Принарядилась бабуся в красный платочек. Это вам не купчиха за чаем, это сегодняшняя жительница полузаброшенной деревушки. А посмотрите, сколько живости в глазах! И сияние над головой, будто нимб на иконе.
7. Сколько боли и сколько правды в этом пейзаже! Заборчик дырявый, а местами видно, что сколачивали, ремонтировали. Пока силы были.
8. И эти разбитые бесконечные сельские дороги, где не пройти, не проехать, особенно в распутицу. Дорога, по которой ушли в поисках лучшей жизни дети.
Есть у художника и портреты писателей – классиков и современников, есть красивые пейзажи. Он пишет, выставляет свои работы и в Сибири, и Москве. Но в мою душу запали именно эти, ими и захотелось поделиться с вами, коллеги.
Картины с сайта https://www.liveinternet.ru/users/4325490/post484445490/
Тронули, Наталья Александровна! Помню я и печку с колечками в доме у бабушки, и совок такой у нас дома был. /Бабушка моя, которая до самой смерти не прекращала работать по дому и в огороде./ И моя бабушка всегда была в делах и заботах. Грустно!
И мне, Ирина Евгеньевна, грустно. С бабушкой у нас были очень тёплые отношения, но с годами всё чаще кажется, что мало я с ней говорила, мало помогала, мало радовала...
А в нашей местности колечки назывались "вьюшками". И в трубе вьюшки, и на печке. И еще: я умела сама такую печку топить. Бабушки с нами не жили, газа в глубоком детстве еще не было. А эта печка очень капризная. Особенно для тех, кто любит играть, читать и смотреть телевизор.
Мы с братом тоже умели топить такую печь. Газа в нашей сибирской деревне до сих пор нет, только в баллонах. Взрослые всё время на работе были, мы сами и картошку жарили-варили, и пельмени зимой.
Сестра у меня младше на шесть с половиной лет. От нее толку не было. Но мы печь только для тепла топила, а еду готовили на газовой плите. Газ был в баллонах. Интересно тогда жили: подавали заявку, ставили пустой баллон у двери, клали деньги в пакете под крышку и уходили на работу. И никто не воровал!
На облачке сидят, сверху на своих родных смотрят... Не вернуться им по знакомой тропинке в родной дом никогда. Как здорово, что есть эти картины, которые возвращают нас в далёкое прошлое. И грусть от этих изображений какая-то щемящая... Спасибо, Наталья Александровна, что познакомили с картинами этого художника.
Уже нашла много интересного, Наталья Александровна! Спасибо! А картина с изображением на облаке меня потрясла, наверное, больше всего. И называется она "Вечность". Где-то, действительно, смотрят на нас сверху, следят, так ли мы живём...
В одном из материалов про художника я прочла, что он не даёт названия своим работам, их называют устроители выставок, чтобы зрителям и критикам было удобнее писать отзывы.
Мне повезло: я помню и дедушек, и бабушек. А в глубочайшем детстве меня нянчила прабабушка. Наташа. Наталка мы ее звали. Она прожила долгую жизнь, почти до ста лет.
И на меня, Татьяна Михайловна, сразу нахлынули детские воспоминания. Я и сейчас живу в деревне, но она совсем другая, а заборы возле частных домов выглядят, как стены вокруг замков.
Трогают сердце такие картины. Все изображенное, как у нас на Севере.И дороги, и старики,и печурки, и вьюшки. Все то же. Ох, велика Россия,но деревня везде одинаковая(((
Галина Геннадьевна, мы с Вами всегда на одной волне... Смотришь на эти картины - и некрасовские названия деревень вспоминаются: Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово - Неурожайка тож... Все мы родом оттуда.
Нет, у моих родителей все было более современно: Новоленинское и имени Семнадцатого партсъезда. Новоленинское существует и до сих пор. Папин брат там живет с семьей.
Да, всегда интересна история места, где живёшь. Те места долго были населены татаро-монголами. Сибирь к России Ермак присоединил только при Иване Грозном.
Спасибо, Наталья Александровна, за новое знакомство. От просмотра подобных картин уже начинает у меня давление повышаться, поэтому не сразу решилась написать. У большинства стареньких людей взгляд добрый, того же они ждут и от окружающих. Пожалелось старушку с картошкой. Видно, что всю жизнь она отработала на тяжёлой физической работе, а что заработала... А насчёт печурки... Она у нас и сейчас, и кочерга, и совок, только меньших размеров. В перестроечные годы школьники делали похожие совки на уроках трудового обучения, затем школа их продавала, вот мы и приобрели. И старушки у нас такие есть, так что это картины не только прошлого, но и настоящего.
Совсем не хотелось так расстраивать Вас, Надежда Георгиевна! Понятно, что на картинах, к сожалению, не прошлое, а настоящее, да и художник - наш современник. И всё же радуют эти лица, полные чистоты и доброты. Пусть такими останутся они для потомков. А вы какие молодцы оказались в перестройку, не зря использовали уроки труда!
/И всё же радуют эти лица, полные чистоты и доброты. Пусть такими останутся они для потомков./ Согласна, жили они совершенно в другое время, более сложное, тяжёлое, всю жизнь трудились, а чуткость души и её чистоту не утратили. В их добрых сияющих глазах - детская наивность и доверчивость.
/Нам вот полегче живётся, а детская наивность и человеческая доброта теряются.../ Позволю себе не согласиться: к старости в глазах любого человека появляются тоска, одиночество, душевная боль, бесконечная любовь и... желание снова родиться.
Да я не о стариках, Татьяна Анатольевна! Теряются эти качества между людьми среднего возраста, да и в детях сегодня, к сожалению, тоже наивности и доброты стало меньше.