Когда мы учились в советской школе, нас делили в классе на "звёздочки". Это было очень удобно для учителя и для учеников. Каждая звёздочка соревновалась с остальными практически во всём, зарабатывая себе какие-то баллы и получая за это грамоты. Теперь же с рухнувшей пионерской организацией, ушли в небытиё и такие "звёздочки". Я, когда стала учителем, решила организовать такие группы в своём классе. Это очень помогало в работе и организации всевозможных мероприятий в классе и в школе. Командиры команд выбираются каждый месяц и каждый из учеников может почувствовать себя и в роли руководителя и в роли подчинённого. До недавней поры у меня никогда не было проблем в командах, у каждой своя организация и свои поручения, но вот появился сбой в системе. Команды стали уж очень сильно соревноваться друг с другом, появились обиды, хотя всегда приучаю к тому, что надо радоваться за своих друзей. С каждым конкурсом или поручением дети активно выполняют все задания, но перестали поддерживать друг друга вне группы (вдруг после твоей помощи другая команда выиграет). Вот и задумалась я, как бы мне выйти из этого положения?
Есть ли в вашем классе группы самоуправления? В какой форме?
Что можете мне посоветовать?
Время меняется, меняются ценности, отношение окружающих друг к другу (взрослых, в первую очередь), а дети видят и впитывают... Учителя им говорят одно, а родители (конечно же, не все) - другое. Какие тут "звездочки"?
А пионерские костры, отрядные "звездочки", сбор макулатуры, помощь (тимуровская) пожилым людям вспоминаю с ностальгией.
У нас есть детско-юношеская организация Жас Ұлан, поэтому мы продолжаем работать по микрогруппам. Проблема взаимоотношений между группами возникает тогда, когда в соревновании всегда определяется 1,2,3 места. Поэтому практикуем награждение по номинациям: "Самая дружная", "Самая организованная" и т.д.
Тоже помню начало своей работы, когда класс делили на звёздочки. Тогда соревноваться было интереснее. Мы каждую неделю итоги подводили, переживали за отстающих. Не было в детях столько эгоизма,как сейчас. Сейчас с детства родители считают своё чадо неповторимым, особенным. Поэтому у многих детей нет чувства взаимопомощи, поддержки.Думаю, здесь работа с родителями в первую очередь.
Никогда не делила класс на группы. Сейчас другие дети, могут обидеться, поэтому работаем все вместе и вместе радуемся общему успеху. Общие дела сплачивают коллектив.
Мы делим класс на группы: классоуправление, юный художник, здоровый дух и т.д. для отчета, но работаем и проводим мероприятия, конкурсы все вместе, не обращая внимания на деление.
В моём классе тоже есть общие дела и прихожу к выводу, что это выход из ситуации, тоже радуемся когда побеждаем в конкурсе песен, стихов или на конкурсе рисунков. Но готовить классные часы или дежурство легче с микрогруппами.
Ирина Николаевна, у меня похожая система, с проблемой конкуренции микрогрупп борюсь так: 1. Командир меняется каждую неделю. 2. Состав групп меняется раз в полгода. 3. Соревнования проходят только по выполнению поручений, которые тоже меняются каждую неделю. Во всех остальных конкурсах-соревнованиях формирую каждый раз новые команды.
Делила класс на группы по поручениям. Но не прижилось: цветы на окна ставить нельзя, поэтому ухаживать за ними не нужно, их почти нет, пол детям подметать нельзя, доску мыть тоже, скорее всего, нельзя. Можно только учиться. А учится каждый сам. Общие дела делаем вместе.
Класс делю на микрогруппы - экипажи (критерий деления - кто рядом живёт).5 учебных дней - и столько же экипажей.Экипажи дежурят по классу,согласно поручениям: командир (садит ряды перед каждым уроком вместо учителя), помощник командира (раздаёт тетради и проверяет готовность к уроку),бортинженер (моет доску и помогает готовить оформление к уроку), разведчик (следит за порядком на перемене в коридоре), физорг (проводит физминуту по просьбе учителя),эколог (поливает цветы,отмечает погоду в календаре погоды).Поручения меняются каждую неделю. За дежурство по классу ставится оценка всему экипажу (советом командиров в конце дня).
Не помню звездочек в нашем классе. Все были примерно на одном уровне. Кто-то силен в математике, кто-то в физике, кто-то мастак в написании сочинений. Одноклассники друг другу помогали, обменивались мнениями, эмоциями. Золотое было время!