Когда кто-нибудь из учителей жалуется на то, что кто-то из его учеников не отвечает, не выходит к доске, я всегда вспоминаю один случай из моей педагогической практики. Было это давно,но никак не забывается.
Я приняла 5 класс. Класс, следует отметить, был хороший, много было отличников, хорошистов. Среди учеников была одна тихая, незаметная, но симпатичная, миленькая девочка. Оценки у неё в 4 классе были не очень важные.
Вызываю я её к доске, она встаёт и молчит. Усаживаю. Поднимаю на следующем уроке. Опять молчит. Она не говорит ни "готова", ни "не готова". Спрашиваю:
- В чём дело, почему молчишь?
Молчание.
Я вопросительно посмотрела на детей. Может, кто обидел?
Но тут дети сказали:
-Муминат Абдулвагабовна! Она знает урок, но стесняется выходить к доске. Она никогда к доске не выходила.
Я в замешательстве. Как так? Подошла к девочке, тихо спрашиваю:
-Знаешь урок?
Она утвердительно кивнула головой.
Тогда давай сделаем вот так. Ты мне расскажешь урок на ушко, хорошо?
Дети ждут, что же будет.
-Так, дети, вам такое задание.
И дала им задание, чтобы они не смущали мою девочку.
-Рассказывай. Никто тебя не слышит, только я.
И представляете, умница рассказала весь урок без единой запинки.
Поставила "пять", похвалила. Через три урока попросила ответить урок у моего стола. Опять дала детям задание. Девочка тихонько подошла к моему столу и опять рассказала весь урок мне на ухо. Вот так постепенно я приучила её выходить к доске и отвечать.
Девочка окончила школу с тремя "четвёрками",остальные были "ПЯТЁРКИ".
Такое удовлетворение на душе!
Со мной в классе училась такая девочка. Она всегда была готова, на перемене пересказывала домашнее задание нам, а на уроке была тишина. Разговорить её так и не удалось. После учёбы в институте она работала психологом в школе.
Ребятам, которым трудно отвечать что-то у доски, предлагаю ответить письменно. Например, если задано чтение наизусть, разрешаю отвечать не у доски, а сидя за партой.
Когда-то у нас работал хороший психолог. При организации круглого стола по адаптации пятиклассников, она расписывала стиль отношений с каждым ребёнком. Кто-то мог отвечать только у доски, кто-то только с места, кто-то только письменно. Не знаю, учли ли это предметники, но советы были даны более, чем конкретные.
Нам бы так. У нас собрали круглый стол, провели исследование - кто у нас визуал, кто аудиал... Но даже не сказали, в каком классе кого больше. И зачем тогда это?
Не всегда получается потратить столько времени на одного ребенка. Ведь не каждый и признается, почему он отказывается отвечать. А мы порой, не разобравшись в ситуации, пускаем все на самотек.
Муминат Абдулвагабовна, Я тоже возьму Вашу историю на заметку. Много встречается детей, которые боятся выходить к доске. Большое спасибо Вам, что рассказали нам эту историю.