И снова об этом... О суициде говорят немало. Всем известно, что самоуби́йство, суици́д (от лат. sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное. Тем страшней встречать это явление среди молодых людей.
Я живу в маленьком городке. Население всего в 100 тысяч человек. Идёшь по родному городу, и повсюду знакомые лица. Тем более становится больней, когда узнаёшь, что покончил жизнь самоубийством кто-нибудь из молодёжи.
Взять хоть бы историю с мальчиком по имени Толик. Город был потрясён очередной историей. Моя ученица,8-ца, была буквально раздавлена известием о смерти своего приятеля Толика. Вот он улыбался, ходил по улице и вдруг его НЕТ.Несколько дней её не было в школе. При разговоре с мамой я узнала, что дочь была в шоковом состоянии после этой истории. Оказалось, что мальчик умер, играя со смертью, затянул ошейник на шее, а вовремя не стянул удавку, так и задохнулся. Оказывается, молодёжь и так играет.
Я только вчера пришла с похорон. Новый случай. Парень 21 года свёл счёты с жизнью. Его мама работает в нашей школе уборщицей. До какой поры мы будем терять милых мальчиков и девочек, наших детей?! Как жить бедным родителям, с такой раной в душе:
Пусть говорят, что время лечит.
Не лечит ни время, ни годы
И ваши потери,и ваши утраты
Увы, ничего не залечит... (Н.Дудникова)
Дорогие взрослые! А сталкивались вы с подобными ситуациями? Какого рода мероприятия проводятся у вас в школе в связи с данной проблемой?
И что делать нам взрослым, учителям, родителям, чтобы эти страшные вещи не повторялись? Поделитесь опытом, возможно, вам удалось предотвратить такую беду?
С такой ситуацией я слава богу не сталкивалась, но чтобы не допустить такого, нам, взрослым, нужно быть более внимательными к детям и не требовать от них больше, чем они могут.
В нашем городе был подобный случай, мальчик 7 класса затянул веревку на шее, родители его несколько раз ребенка спасали, но последний раз не спасли. Это такая игра "собачий кайф". А случаи суицида тяжело узнать и предотвратить. В нашей школе работу проводит психолог, проходят кинолектории....
Самоубийство - это самый страшный грех. Людей, лишивших себя жизни не отпевают и не хоронят на кладбищах. Бог дает человеку жизнь и только он может ее забрать. Каждый несет свой крест. Бог дает человеку ровно столько, сколько он сможет вынести. С такой ситуацией я не сталкивалась. Мероприятия... Может психолог.
После того страшного случая учителям было наказано рассказать о суициде. Даже в начальных классах детишкам. Я специально спросила потом, а какая была проведена работа. Многие отмахнулись: "Не до этого. Мы и сами не знаем ,как объяснить малышу такие вещи". Уверена, что и в среднем звене та же история. Нужно привлекать, возможно, психологов и врачей.
В классе учится девочка, у которой старшие сестра и брат закончили жизнь суицидом (сначала повесилась сестра, а брат пришел из армии и сделал то же самое). Так теперь моя ученица говорит, что сделает так же. Семья неблагополучная. Иногда отругаю ее, а потом ночь не сплю, как бы чего с собой не сделала.
С самоубийством сталкивалась сразу после ухода из школы. Узнала из общения с бывшими учениками. Мальчик хотел самоубиться, они его остановили, довели до дома. А на следующий день довели до подъезда, а он выпрыгнул из окна своего этажа. Я им тогда вопрос задала один - а почему взрослым не сказали? Стучать не хотели... Не понимают, где ябедничество и "стукачество", а где говорить надо обязательно... Вот этому их учить надо!
В Карагандинской области случаев суицида очень много. Последний был на майские праздники. После того, как девочке запретили участвовать в пробеге по состоянию здоровья, она спрыгнула с моста. Спустя некоторое время покончила с собой её родственница. Ученики нашей школы несколько лет назад защищали социальный проект по суициду. Одной из рекомендаций, которую они дали, было предложение не обсуждать этот вопрос в СМИ, т.к. это только провоцирует детей на новые попытки. Практика это подтверждает. В тех местах, где был совершён суицид, через 1-2 недели случаются рецидивы. Обсуждать суицид с детьми начальных классов, просто преступление. Они из любопытства могут сделать что-нибудь такое.
А если по указу администрации разговор всё же состоялся у малышей? И беда произошла? Виноват учитель? Общеизвестный факт, что у некоторых детей и подростков есть определённая расположенность к суициду. Выявлять должны специалисты или сам учитель?
На педсовете во всеуслышание завуч просил настоятельно провести подобную беседу во всех классах без исключения. Вы хотите сказать,что это ошибка? Или ваше начальство проигнорировало? В разных школах, городах по-разному? У меня была ученица, которая в 9 классе спрыгнула с крыши, осталась жива, не убилась. Я часто думаю, что она может повторить попытку. Переживаю за девочку.
Значит, прежде, чем говорить с детьми на эту тему, вы должны поговорить с независимым специалистом. Наверняка, в вашем городе найдутся здравомыслящие люди. Спросите совета у них. Наша администрация подобных указаний никогда не давала и не приветствовала подобных действий.
В таких ситуациях не специалисту лучше не браться за дело... Не навреди! А профанация может лишь спровоцировать то, о чём ребёнок и не помышлял. Уж лучше провести цикл бесед, дел на тему: "Как прекрасна жизнь!"
Вы правы, Надежда Андревна. Позитивные разговоры с детьми имеют больше пользы. Учителяю важно подчеркунуть те моменты, которые окружают нас каждый день. И какие бы трудности у человека не возникали, всегда необходмо знать, что добра и света в жизни больше. Нельзя взлелеивать пессимизм. С детьми по-другому нельзя.
У наших детей нет склонности к суициду. Был один мальчик, который хотел повеситься, но его спасли. Там особая ситуация: он просто болен, мама тоже страдает расстройством психики. Здесь, скорее всего, наследственное.
Считаю, что иногда говорить об этом стоит. Особенно, если история касается человечка, который жил в классе, ходил с ребятами на уроки и вдруг ЕГО не стало.Сделать вид, что был человек и нет его, невозможно. Осторожность в беседе, взвешенность каждого слова, а главное работа специалиста в этом вопросе обязательны. Я сейчас вспомнила одного мальчика из нашей же школы, давно это было: задохнулся в пакете, токсикоманил. Класс 6 был. ребёнок был поставлен в своё время на учёт в школе за токсикоманию вместе с сестрой. Не уберегли. Я у него не преподавала (а то сейчас посыпятся на меня претензии от кого-нибудь, мол, куда глядела). Я учила только сестру.
если история касается человечка, который жил в классе, ходил с ребятами на уроки и вдруг ЕГО не стало.Сделать вид, что был человек и нет его, невозможно.
Прошлой осенью и в нашей школе было такое страшное горе. Девятиклассница отравилась таблетками из-за неразделённой любви. Проводили классные часы и родительские собрания во всех классах. Хочется надеяться, что больше такого никогда не повторится.
Сочувствую по поводу вашей девочки. Значит, начальные классы тоже затронули. А вы читали, как высказывались другие учителя по поводу малышей? Нельзя, мол.
Советы специалистов сейчас даже по профилактике социально-неагтивных явлений: не говорить о вреде курения, алкоголя, наркотиков, а говорить о пользе ЗОЖ, так и в случае суицида - правильнее говорить о радости жизни, о смысле жизни, о важности иметь цель и добиваться ее осуществления, об умении преодолевать трудности и пр.
Только сегодня слушала передачу о суицизме в России. Сказали, что каждый день в стране погибает 4 ребёнка. Россия занимает 3-е место в мире. Интересно после каких стран? Это не просто страшные цифры, это судьбы наших детей.