Недавно побывала на семинаре в лицее. Тема мероприятия была такая: "Активные формы работы". Дети сильные, уроки хорошие. Одно плохо: жалуются лицейские учителя на трудности психологического плана. Тяжело им с детьми поладить, так как заносчивые они, амбициозные, капризные.
Наши (ученики обычной образовательной школы) тоже в конце четверти с претензиями, всем хочется иметь "четверки" и "пятерки", не ниже. А как вам кажется, коллеги, труднее работать с интеллектом? И как вы решаете проблемы с оценками в конце четверти?
Мария Васильевна, просто Ваша доча - учительский ребенок. Вы смотрите на эти вещи сквозь призму благополучного ребенка благополучного родителя. Нет у вас подобных проблем - замечательно. Но они возможны.
Не буду спорить о том, что такие проблемы возможны или не возможны. Но нельзя всех детей и учителей под одну гребенку. А может наш лицей особенный. Замечательные и дети, и педагоги.
Тяжело им с детьми поладить, так как заносчивые они, амбициозные, капризные.
Буквально на днях был разговор по этому поводу. Моя коллега ехала в автобусе с детьми из школы для одарённых. У детей в руках были новогодние подарки с надписью: "Для уникальных детей". Как же им не быть заносчивыми, если их так в школе превозносят?
Конечно, там такие же дети, как и везде. Но кому-то нехорошее зёрнышко западёт в душу. Мне иногда приходится с этими детьми ездить в автобусе, редко, когда кто-то из них уступит место старшим. Все сидят с умным видом с тетрадками и учат. Воспитания у элиты как ни бывало.
Галина Васильевна, полностью Вас поддерживаю. Есть "уникальные" очень скромные дети, а есть абсолютная им противоположность. Дело не в уникальности, а в том как они воспитаны. Амбициозность, заносчивость,капризность - это человеческое качество, обусловленное преувеличенно высоким мнением о себе и выражающееся в пренебрежительном отношении к другим. А человеческие качества закладываются в детей, в первую очередь, родителями.
С проблемой заносчивости столкнулась ещё в старые времена. Мой младший брат учился у одного из известных учителей города. Она воспитывала в детях чувство превосходства над другими. Слава богу, не ко всем это прилипло, но многие по жизни пошли с твёрдой уверенностью, что они лучше всех и им всё можно. Позже я проходила у неё практику и увидела многое, что совсем не красит лучшего педагога.
Вспоминается "Легенда о Ларре" Горького. Интересно, дети это произведение изучали? Заносчивость и гордыня наказуемы. Изгой Ларра это на себе испытал. Поучительная история. Значит, во все времена были такие люди.
Ирина Евгеньевна, прекрасно Вас понимаю, сама столкнулась с аналогичной ситуацией. Классы этой учительницы так и заявляли всем: "Мы - особенные! Нам всё можно!"
Те, которые новое решение предлагают, - ученики-новаторы. Таких приветствуем, таким рады. Я о других. Есть такие детки, которые учатся не ради знаний, а ради оценки. И попробуй им вдруг поставить ниже, чем (на их взгляд) они заслуживают. Вот тут-то и сказывается воспитание, тут и проявляются амбиции. Конечно, все идет от семьи. Яблоко от яблони...
Да, учителю тоже надо уметь иногда остановиться и посмотреть на себя со стороны. И уметь подумать: А прав ли я? Я прошу классных руководителей (приятелей, конечно): "Если перегибаю палку (слишком требовательна), скажите, предупредите". У меня было так, дети не хотели идти на урок, боялись. Спасибо Татьяне Ивановне, предупредила. Надо уметь признавать ошибки, даже если ты профессионал.
И как вы решаете проблемы с оценками в конце четверти?
Все очень просто: строго по среднему арифметическому, как проверяет прокурор. Отметки дети у меня не просят, так как каждая отметка, полученная на самостоятельной, контрольной и т.д. была четко аргументирована и проставлена в дневник.
Когда к Вам придет прокурор (а у на были подобные инциденты в прошлом году), то о человеческом факторе он слушать не будет. Он открывает документ, начинает считать отметки: если средняя оценка составила 2,5 и более, а вы поставили 2, то дальнейший разговор продолжается в прокуратуре. Так, что мы научены горьким опытом и теперь все внимательно просчитываем. Если выходит, например, 4,53 балла, то ставим 5. отметка округляется строго по законам математики. И никаких личных предпочтений. Вот так-то.
Я думаю, что дело не в их интеллекте, а в воспитании. Заносчивость, амбициозность, спесивость, капризность выращивается годами. С такими детьми работать всем трудно.