Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования, убеждена, что из школьной программы следует исключить роман Льва Толстого "Война и мир" и некоторые произведения Федора Достоевского.
"Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы “Войну и мир” Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать", — сказала президент РАО.
Мнение Вербицкой обосновано на том, что "это глубоко философские произведения", в которых авторы затрагивают темы, глубины которых ребенок понять не может.
Какое мнение у вас, уважаемые коллеги, по этому вопросу?
Так у нас многие произведения в программе лишь для того, чтобы обозначить, чтобы знали, что есть такое... Не знаю, как в России, а у нас на "Войну и мир", было 4 часа. Что можно за это время? Прочитать и проанализировать отдельные главы, а остальное на усмотрение школьника.
Полностью разделяю мнение Надежды Андреевны, что современные дети "родились с планшетом в руке...", поэтому, конечно, трудно заставить их читать. Но представление о героях классических произведений понять в старших классах по силам.
У меня была интересная ситуация в одном из старших классов. Перед изучением того или иного произведения они неизменно спрашивали, а как мне эта книга показалась. И вот, когда приступали к изучению "Мастера и Маргариты", я им честно ответила, что это не моё произведение, я от него не в восторге, хотя и признаю его значимость и ценность. И вот на протяжении 3 уроков они мне доказывали, сколь интересно, захватывающе его читать. Кстати, почти все в классе его прочитали Вот парадокс!
У меня в такой последовательности: "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита", "Роковые яйца", "Собачье сердце". А затем уже "Бег", "Записки на манжетах", "Зойкина квартира", и далее.
"Мастер и Маргарита" - одно из моих самых любимых произведений, и что удивительно: не любящие читать старшеклассники, причём выпускники разных лет, назвали этот роман лучшим произведением школьной программы, а многие коллеги, особенно старшего поколения, высказали диаметрально противоположное мнение.
А может, всё дело в том, что этого романа раньше не было в школьной программе? Ведь зачастую именно учитель литературы помогает детям понять смысл произведения, его глубину.
Моей знакомой учительнице помогла коллега понять смысл "Мастера и Маргариты", только тогда она нормально передавать стала знания ученикам, а до этого работала на "автомате": не понимая сама, но делая, потому что надо
Учитель литературы - баловень судьбы: он единственный не стремится навязывать своё мнение и даже ставит отличную оценку ученику, вступающему с ним в спор, если, конечно, при хорошем знании текста приводятся аргументы.
Тоже имела опыт общения с учителем литературы, которая не понимала Булгакова... Но учила детей. Моя дочь тоже многократно перечитывает его произведения, а я - нет
Читала "Мастер и Маргарита" в 10 классе, тогда в 1989 году в программу не входило, но учитель посоветовал прочитать. Честно, не смогла осилить и половины. В 30 лет сделала вторую попытку: в этот раз дочитала до конца. Поняла, что никогда не полюблю и не пойму, что люди в этом произведении находят? Кстати, такое же впечатление на меня произвёл и "Дон Кихот".
Я скажу только по своим читателям-кадетам. У нас учатся пока что только 5-8 классы. Читающих ребят среди много, далеко не единицы. Правда, это в основном 5-6-классники, далее по убыванию. Читают в основном не школьную программу, а по своему выбору; но и школьную тоже, но в меньшей степени.
Абсолютна согласна.. Непонятны детям эти философские размышления, тем более такого масштаба. Наверняка есть произведения, с помощью которых можно решить те же задачи с наименьшими затратами и для учеников, и для учителей.
Я только что новость эту опубликовала, потом увидела Ваш блог... Я бы не стала так категорично заявлять, что нужно убрать совсем. Как же тогда воспитывать детей без 1-го бала Наташи, без размышлений Болконского под небом Аустерлица, во время встречи с дубом... без образов настоящих героев Отечественной войны? Как потом дети будут писать сочинение, если совсем не будут читать этот роман?
А дети будут анализировать образ Бильбо Бэггинса, Елена Владимировна Шутки шутками, но у нас в экспериментальной программе 12-летки "Хоббит или туда и обратно" было включено в школьную программу
Зато детям нравится! Вот пусть и читают... А душа-то где? Красота, честь, достоинство - как без этих слов литературу преподавать?! А у Толстого мы стОлькому учимся!
Да, к произведениям начала 20 века, не говоря уже о 19-м надо давать исторический комментарий многих понятий, слов, иначе... "Ямщик" для них так и останется человеком, который ямы роет
А я не помню уже как мы в классе разбирали это произведение. Но очень хорошо помню, когда наш преподаватель по русскому языку и литературе повёл нас смотреть художественный фильм всем классом. В том возрасте впечатление от первого бала Наташи Ростовой и сценами военных баталий, было самым большим. Лет в тридцать я пыталась прочитать роман полностью. Получилось не очень. Конечно ребятам этого времени, сложнее понять это произведение, так как увлекаются чтением они меньше чем мы в моё время. А мне было бы жаль, если бы это произведение убрали из программы.
Если честно, то большинство произведений из школьной программы я перечитала уже во взрослом возрасте и только тогда поняла, что хотел сказать автор. Ведь эти произведения писались не для детей.
Абсолютно согласна с Вами! Но против исключения этих произведений из программы. Некоторые эпизоды нужно читать, анализировать. Дети не знают историю, а Толстой помогает им разобраться в событиях 1812 года.
А и мы читали то, что нам запрещали! Я в 9 классе прочитала всю "Анжелику", в 10 - "Монахиню" и "Декамерона", а вот "Анну Каренину" только после школы, а над "Евгением Онегиным" рыдала, когда институт закончила...
Безусловно, Татьяна Анатольевна! Кстати, у нас по программе 12-летки изучалось другое произведение Достоевского "Записки из Мёртвого дома". Когда дети узнали, что он был в ссылке в Казахстане, их это произведение заинтересовало и они его прочитали-таки, хотя были не в восторге
Я многие книги по программе читала по ночам. Читала и "Войну и мир", и "Анну Каренину", и другие книги, которых не было по программе. На таких книгах формируются нравственные и духовные ориентиры. Конечно, сейчас дети читать не любят. Но ведь есть и читающие, которым интересно. А другие пусть хотя бы фильм посмотрят, а потом анализируют образы, события на уроках. Но такие произведения, как "Война и мир," думаю, должны остаться.
А я - сомневаюсь. Полностью их, чего греха таить, никто не прочтет, а не нарушится ли целостность восприятия при перечитывании отрывков? Мне было интересно (не в школьное время) прочитать именно все произведение.
Знаете, после прочтения у меня возникло впечатление, что произведение совсем не о том, о чем вещала мне моя горячо любимая учительница и сообщал учебник.
Со многими книгами, которые мы в школе изучали, произошло подобное. И нам пришлось перестраиваться, как и учителям истории, когда мы говорим об исторических произведениях. Книгу нужно переосмыслить. Каждый по-своему воспринимает прочитанное.
А учителю нужно не только осмыслить, но и до ученика донести основную мысль, заинтересовать. Мне всегда так нравилось беседовать с учителями литературы, а на консультациях к экзаменам заслушиваюсь их рассказами.
Я сама и Толстого и Достоевского прочитала уже в институте. И от детей своих тоже не требую, чтоб они читали роман полностью. Но отдельные эпизоды они вполне смогут и понять, и проанализировать.
Когда сын учился в школе, по программе нужно было прочитать "Преступление и наказание". Начал... Смотрю дело не движется. И спасла аудиокнига с замечательными голосами наших артистов (Чулпан Хаматова - Сонечка Мармеладова, Сергей Чонишвили, Леонид Кулагин, Вячеслав Шалевич, Борис Плотников). Какое это удовольствие!!!! А музыка какая!!! Так вот многие произведения с книгой в руках и с аудиокнигой читались интереснее. Для своих детей в начальной школе после этого я столько аудиокниг скачала! Стали читать!!! В началке проще, беру книгу, зачитываю самый интересный отрывок, а потом говорю, что узнать сможете, когда прочитаете. Да и мне расскажите, а то я подзабыла... Мне даже библиотекарь сказала: "Что Вы с ними сделали? Приходят, или автора называют, или отрывок рассказывают, если забыли автора и название. Говорят, что очень нужна эта книга".
Я читала А.Дюма, Ж.Верна, ... А вот школьные произведения читала, только ту часть, которая нужна к уроку. Этого было достаточно. Но полное исключение таких произведений считаю неправильным. С ними можно работать выборочно.
Дюма, Стендаль - это мои авторы. Прочитала всё, что смогла найти. И увлекалась фантастикой, А.Беляев. Может читают и погружаются в тот мир, которого не хватает в реальной жизни?
После школы я и не прочитала целиком эти произведения, кто-то заинтересуется и прочитает. Но основные идеи этих произведений человек будет знать.
Я любила читать исторические романы, детективы. С удовольствием читала Гарри Поттера и у нас были "жаркие" обсуждения с четвероклашками. Время диктует...
А мне пришлось посмотреть "Смешариков" и "Фиксиков". Сын пришёл домой, а я мультики смотрю! Сказал: "Ну ты даёшь... Вот удивила! Ты может ещё "Спокойной ночи" смотреть начнёшь?" А мне надо было быть в теме.
А я частенько спрашиваю на музыке, видели ли ребята тот или иной фильм. Очень редко слышу положительный ответ даже о таких фильмах, как "В бой идут одни "старики", "А зори здесь тихие". Сегодня столкнулась с девочкой, которая не смотрит ни сказок, ни мультфильмов (это тех, которых нам надо, например, "Морозко, "Царевна-лягушка" . Что-то смотрит, но явно всё не то.
Среди моих учеников есть девушка, которая не принимает работу с компьютером (но все задания по информатике выполняет на 5), но много читает, пишет стихи, очень интересный собеседник. А одна из выпускниц смотрела только канал "Культура", на это в семье был настрой.
А одна из выпускниц смотрела только канал "Культура", на это в семье был настрой.
Всё зависит от семьи.Молодцы! Недавно учитель английского языка в нашей школе рассказала, что у них отключили свет на довольно большой промежуток времени.Вспомнили про свечи, сели вокруг круглого стола, взяли книгу и стали читать вслух всей семьёй.Получили огромное удовольствие от такого вечера. На другой день и свет дали, и телевизор можно было посмотреть, и включить компьютер, но у всех в руках оказалась книга.Все разошлись по своим комнатам и увлеклись чтением.
Цитата
Ведь нужно погрузиться в книгу, а для этого нужны обстановка и время
Боюсь, меня не поймут филологи. Из школы выходят в жизнь люди в самые разные области практики. Более 90% не становятся филологами. Филологом можешь ты не быть, а Гражданином быть обязан! "Война и Мир" - произведение не для современных школьников, не для их современных забот, не для подготовки к их будущему месту в жизни. Оно не имеет никакого отношения к нашей современной жизни. Тут премудрости жизни далёких от нас людей, далёкой эпохи, далёких интересов. Любителям художественной литературы НИКТО не запрещает - читайте что хотите и сколько хотите. НО... НЕ заставляйте читать о "чужой и далёкой от нас жизни" ВСЕХ ПОДРЯД! Стране нужны физики, инженеры, строители, фармацевты, химики, сталевары, стекольщики, нефтянники ........ Подумайте - нужно ли им вникать в чужую эпоху и в чужие заботы? Я давно твержу: в школе совершенно неправильная программа по Русскому языку и Литературе. Она ориентирует на выпуск филологов. А нам нужны Граждане самых разных профессий. Подчёркиваю - Граждане! Гражданин не тот, кто имеет паспорт гражданина России, а тот, кто мыслит и делает для развития России. Кто тем или иным способом СТРОИТ новое Общество и Государство. Обижайтесь или не обижайтесь: у нас сегодня школа готовит больше СПИСОЧНЫЙ состав страны, а не Граждан.
Спасибо вам, Галина1952! Кратко добавлю. Жаль, на этом сайте мало обсуждений важных явлений Педагогики. Всё больше: здрасьте, спасибо, как хорошо, спасибо, здрасьте... Я уже педагог-пенсионер. Мой общий стаж работы более 50 лет. Я уже встречаюсь с детьми и внуками моих учеников. Я излагаю им мои взгляды. И о "Войне и мире" тоже. О жутко плохой (в принципе не верной) программе по Русскому языку и Литературе в школе я давно излагаю более 330 лет и где можно. Меня часто спрашивают: а какая должна быть программа? Кратко так. НЕ ДЛЯ подготовки филологов! Школьная программа по языку и литературе должна научить детей грамотно выражать свои мысли устно и письменно. Нужны уроки, на которых детей учат ГОВОРИТЬ и ПИСАТЬ. И для этого совершенно НЕ НАДО заставлять читать "кучу книг", не имеющих никакого отношения к нашей современной жизни. НАДО чаще, не реже 3-х раз в неделю, ОБСУЖДАТЬ и ОПИСЫВАТЬ на бумаге самые АКТУАЛЬНЫЕ события и явления НАШЕЙ ТЕКУЩЕЙ жизни. Как общероссийские, так и местные. Так дети будут ЕЖЕДНЕВНО заглядывать в ежедневные газеты и ЕЖЕДНЕВНО будут просматривать главные события новостей в программах ТВ. Так дети будут знать жизнь страны и своей местности. А по "чехову, тургеневу, толстому..." достаточно 1 раз в месяц. По мере прочтения их произведений.