Сейчас стало модным и актуальным применение исследовательской и проектной деятельности. Приходится учитывать потребности времени. Данная педагогическая технология применима во внеурочной учебно-исследовательской деятельности; во внеклассной деятельности краеведческого характера; при участии учащихся в научно-практической конференции. В ходе исследовательской работы ребята проявляют заинтересованность, учатся анализировать источники, излагать самостоятельно своё мнение, оценивать историческое событие и пусть не у всех получается, но, тем не менее, каждый участник исследования почувствовал свою значимость, значимость истории. А ведь это важно - мы присутствуем при распаде целой эпохи, национальной идеологии, и все сталкивается со «стихией забвения». Неосведомленность нового поколения о нашем историческом прошлом приводит порой к отсутствию понимания и уважения минувшему. Что же касается результативности учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на моих уроках, то она заключается в следующем: рост познавательного интереса к предмету; формирование мировоззрения, расширение кругозора; развитие умений и навыков аналитического мышления; дальнейшее вовлечение во внеклассную деятельность, в исследовательскую работу; воспитание толерантности и компетентности у учащихся. Трудоемкость учебно-исследовательской и проектной деятельности заключается в сборе материала, их обработке, систематизация и анализ источников. Что же касается применения данной технологии на уроках, то это: ответы на опережающие проблемные вопросы по группам, анализ документов, подготовка сообщения, к семинару, подготовка к коллоквиуму, составление презентаций. Такие уроки помогают вырабатывать умение самостоятельно оценивать неоднозначные исторические эпохи, явления, деятелей; размышлять над различными точками зрения; сравнивать аргументы; подбирать факты для доказательства собственной позиции. Формировать не только сознание детей на основе культурно-исторических и духовных ценностей, но и развивать у ребенка активную жизненную позицию, способствует формированию мировоззрения, активизируют их познавательный процесс и воспитывают толерантную и компетентную личность, через работу в группе.
Сейчас очень часто используется исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. Много различных конкурсов предлагается учащимся в этом направлении. Считаю, что этим нужно заниматься.
Прошла интереснейшие курсы Intel® серии «Элементы» по методу проектов, оцениванию, сотрудничеству. Так много полезной информации получила, применяю на своих уроках.
Я вместе с детьми принимаем участие в региональных конференциях с проектами, занимаем призовые места. На уроке очень мало времени, полноценно заняться проектом не получается. Основная нагрузка на внеурочную деятельность и кружок.