Часто в старших классах мы проводим диспуты на "злободневные" темы. На одном из таких диспутов была затронута проблема: "Какой он, настоящий человек?" Мнения каждого ребёнка мне были важны - ведь речь шла о их поколении. Высказывания были разными: кто-то считает, что в современной жизни не может быть настоящих людей, кто-то соглашался с Горьким в том, что "в жизни всегда есть место подвигу"... Предлагаю вашему вниманию статью из школьной газеты "Школа в контакте", автор статьи - Баринова Катя. Какой он, настоящий человек? Каждый ответит вам на этот вопрос по - разному. Умный, образованный, воспитанный, добродушный, смелый, щедрый. Обязательно ли настоящий человек должен обладать такими качествами? Я думаю, это качества, скорее, героя, чем простого человека. Ведь настоящий человек не должен быть особенным. Не нужно совершать подвигов: спасать мир, покорять неприступные горы, чтобы обладать этим званием. Мне кажется, чтобы называться настоящим, нужно лишь одно: жить ради своей мечты, жить ради кого-то. Но это всего лишь моё мнение. Вопрос о звании настоящего человека очень интересен в наше время, и поэтому в нашей школе был проведён диспут на эту тему. На это мероприятие собрались ученики старших классов. Конечно, у каждого из присутствующих было своё собственное мнение, каждый приводил аргументы, с которыми нельзя было не согласиться. Рассмотрели мы и такие вопросы: как влияют окружающие на «человечность» человека, как с этим бороться, и почему это происходит? Конечно, все предлагали свои аргументы, яростно отстаивали свою точку зрения. Но всё - таки я не со всеми была согласна. Вот, например, многие говорят, что всё дело в деградации молодёжи, но ведь не просто же так молодёжь вдруг решила деградировать. Значит, у нее был агрессор? Из таких соображений можно подумать, что один человек влияет на другого и делает его ненастоящим человеком, а тот, в свою очередь, став ненастоящим, делает ненастоящим другого? А в конце концов получается полная чушь, которая не имеет логики. Я же думаю, что настоящий человек живёт в каждом из нас, и главное это не забывать. Ведь почему нельзя жить ради своей мечты, светлой, может быть, даже детской, ведь главное, чтобы она сбылась? Неужели нельзя жить ради своей Родины, ради своей страны, или хотя бы ради своей семьи, или будущей семьи? Пока мы будем жить ради чего - то светлого, мы останемся настоящими. К такому мнению пришли все присутствующие на диспуте старшеклассники.
Елена Владимировна, с мнением Кати нельзя не согласиться. Может быть её рассуждения в чём-то наивны, но они искренни и откровенны. Замечательно, что дети могут публиковать свои заметки и статьи в школьной газете.
Я очень люблю "Письма о добром и прекрасном" Д.С.Лихачёва и часто ребятам цитирую его жизненные нравственные уроки. Вот несколько строчек из одного письма: "А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком".
Елена Владимировна, как хорошо, что Вы проводите со старшеклассниками диспуты на такие важные темы. Даже те, кто живёт только сегодняшним днём, "плывя по течению", после таких разговоров призадумается. А кто же я? И что я могу сделать полезного для окружающих?
Действительно, по-юношески наивные слова. Жить ради чего-то или кого-то - главное в этом рассуждении. Статья была написана несколько лет назад. Сейчас Кате уже 24 года, у неё хорошая семья, уже двое маленьких детишек. Она живёт ради своей семьи, как и писала раньше.
Правильно рассуждает Екатерина: настоящее - в настоящем. Стоит буквально рассматривать значение слова "настоящий": я здесь и сейчас живу, творя добрые поступки. Помогаю родителям и нуждающимся в моей помощи, защищаю братьев наших меньших, проявляю заботу о малышах, постигаю азы наук, радуюсь солнцу, припадаю к источнику. Да мало ли что еще... Главное - во благо. Это я читаю в строках семнадцатилетней девушки. Чем больше будет таких людей , тем чище будет наш мир. Молодец, Катерина!
Спасибо, Надежда Радионовна, за Ваш комментарий! Как написала Катя, "настоящий человек не должен быть особенным", каждый из нас должен быть именно таким: жить - во благо!
Легко любить весь мир, намного труднее конкретных людей! Очень правильная у нее мысль, что любить нужно своих близких и родных, тогда и весь мир полюбишь наверняка!
С удовольствием и с каким-то волнением прочитала сочинение Кати. Вы молодец, что проводите для ребят такие диспуты. Думаю, что равнодушных не было, а это главное. Значит, останется в памяти ребят Ваш урок.
Я стараюсь выбирать темы, которые бы могли заинтересовать всех присутствующих. Тогда не бывает тех, кто просто пришёл "отсидеться", каждый высказывает свою точку зрения.
Все равно дети очень тонко чувствуют настроение учителя. Какую бы тему не предложи, только почувствуют, что учитель равнодушен - не откликнутся, не будут откровенными. Вы - молодец, столько души вкладываете в учеников!
Любовь Михайловна, спасибо Вам за эти слова! Но разве может быть иначе?! К каждому диспуту всегда приходится очень тщательно готовиться, продумывать каждый вопрос, предполагать, что могут сказать дети. Но всё предусмотреть нельзя. Каждый диспут - это так называемая "проверка на прочность" учителя. Зимой проводили открытое мероприятие для учителей всего нашего Режевского района, всё прошло хорошо, коллеги тоже участвовали в разговоре. Но, когда всё закончилось, они спросили у меня: "Как Вы на такое решились?"